«Давайте с вами созвонимся и обсудим наше будущее сотрудничество?»

Не понаслышке знаю: у многих копирайтеров в этот момент трясутся коленки. Ведь первый созвон (ну или общение в переписке) – это практически как… первое свидание. Волнительно. Страшновато.

Но если примерно знать, что вас спросят – и что надо ответить – то будет куда проще. Поехали.

«Какой у вас в этом опыт?»

Тут надо бы уточнить, в чём – в этом. Например, опыт в копирайтинге у меня 12 лет (и я ничем больше не занимаюсь). А вот тему о производстве варенья из крыжовника, скажем, беру впервые. Кстати, я в таких условиях чувствовал бы себя неуверенно: если я «не рублю» в теме, это плохо, и умение складывать слова далеко не до конца закроет эту прореху. Интересно, как меня вообще занесло в этот крыжовник?

Но это всё пища для собственного размышления. Что отвечать-то?

«Я несколько лет занимаюсь копирайтингом, специализируюсь именно на этой теме» – идеально.

«Я занимаюсь текстами уже долгое время, быстро погружаюсь в новые темы» – имейте в виду, вам правда придется потратить время на «погружение»!

«Я уже работал в нескольких проектах» – это если вы чисты как первый снег. При всей любви к правде нельзя сказать «Я никогда раньше этим не занимался». Прежде чем заходить в копирайтинг, по-хорошему надо сесть и написать хотя бы десяток текстов для портфолио. Вот это и будут ваши «несколько проектов», пока настоящих нет.

«Сделайте тестовое задание»

На эту тему я уже подробно говорил. Нет ничего плохого в тестовом задании, но оно не должно быть слишком большим для вас. Это как бесплатно попробовать мёд на рынке: маленькая ложечка – ок, пятилитровое ведро – не ок. Покажите уже готовые примеры работ и сделайте небольшой текст максимум 2000 знаков. Если ваша работа никуда не годится, клиент поймёт это «с пяти нот». Если же ему так понравилось, что он хочет добавки – может, пора уже платить?

Что ответить-то? «Да, тестовое задание я сделаю. Если вам всё понравится, оплатите, хорошо?»

Если даже не оплатит – не страшно. Но в половине случаев это срабатывает.

«А сколько будет стоить»?

Этот тоже тема для большого разговора. Для начала точно выясните, сколько и чего нужно делать. По возможности сразу договаривайтесь на постоянное сотрудничество и еженедельную/ежемесячную оплату: стабильнее и доходнее.

Если ничего стабильного не вырисовывается, скажите «от 1000 рублей за 1 текст». Дальше разберетесь. Если тексты маленькие и несложные (для соцсетей, например), вы сможете скинуть пару сотен. Если большие, с мнениями экспертов, графикой и аналитикой – добавить стоимость. Пока вы делаете свой первый текст за 1000 рублей, как раз и поймете, какие тут явные и скрытые трудозатраты.

«Сколько за тысячу знаков»? Спросите, какой объем текста. Поделите тысячу на это число. Готово. Но даже если вы новичок, меньше 200 получиться не может.

«Я заплачу вам  «по факту», нормально»?

Смотря по факту чего. «Я напишу вам текст, если понравится, жду от вас денег» – это всё то же оплачиваемое тестовое задание. Если ему не понравится, он, конечно, не заплатит. Хотя иногда удаётся взять аванс – это тоже нормальная практика. Но в целом сделать 1 текст и ждать результата – допустимый риск. Нет так нет. Возьмете в портфолио.

А вот написать 2, 5, 10 текстов, не получив ни рубля – это уже недопустимый риск. Пусть платит за первый текст, только после этого идем дальше!

«Давайте обсудим формат работы»

Тут несколько важных моментов.

  1. Как часто надо быть на связи? Если клиент платит меньше 20-30 тысяч в месяц, у него не так много прав на ваше время. Пообещайте отвечать в течение пары часов в течение рабочего дня, а если надо – договариваться о созвоне.
  2. Рабочее время, кстати. Сразу объясните, что вам можно звонить и писать в пн-пт с 8 до 17 часов. Если он живёт в Австралии – что ж, в это время вы будете ему отвечать.
  3. Удалённая работа подразумевается почти всегда «по умолчанию». Но у меня был один чудак, который – когда мы уже обо всём договорились! – вдруг заявил, что через месяц он откроет прекрасный офис в моём городе и будет ждать меня там.
  4. Периодичность выплат. Она может быть любая: от раз в день до раз в месяц. Но оплата после первого текста остаётся в любом случае.
  5. Количество правок. Главное тут – установить максимальный срок, например, неделя. Это защищает, например, от того, что клиент через какое-то время захочет «переделать все тексты с учётом новых продуктов компании». Это можно – но не бесплатно же.

Клиент пропал и не отвечает

Вы сделали тестовое задание, отправили – а он молчит или говорит «я пока думаю». В этом случае не постесняйтесь написать ему еще пару раз и спросить, как идет процесс. Но если он упорно отмалчивается – не тратьте время. Найдите еще нескольких клиентов и отправьте их всех «думать» – и хотя бы кто-то обязательно станет вашим постоянным заказчиком.