«Прежде чем мы начнем с вами сотрудничать, просьба сделать небольшое тестовое задание. Я должен убедиться в вашей квалификации».

Честно: никто не любит тестовые задания. Ведь это труд, за который потенциально не заплатят. А еще могут и обмануть: взять ваш текст и разместить на сайт. А вам скажут: «Не подошло». А что? Рассылаешь 100 тестовых заданий, всем говоришь: «Выбрали другого», и бесплатная сотня текстов на столе…

Это, правда, я фантазирую: лично со мной такого не случалось. Но всё же: как побороть неприязнь к «небольшим тестовым заданиям» и надо ли это делать?

Несколько полезных советов.

  1. Примеры работ – всему голова

Серьёзно: если я стою у печки, и меня почти не видно за пирогами и тортами, то какой вам надо «пример сладкой выпечки»? Вот всё, что вы видите здесь – «это примеры работ на данную тематику». Потенциальным клиентам обычно за глаза хватает моего портфолио на новом сайте. Особо въедливым или желанным я могу за 5 минут сделать подборку из полусотни текстов на конкретную тему.

И клиенты сыты, и мои пальцы целы – не пришлось заставлять себя стучать по клавиатуре лишние полчаса.

  1. «Небольшой кусочек» не весит килограмм

Одно дело – попросить несколько грамм тортика и 20 мл вина для дегустации. Но в рамках нее все же нельзя наесться так, чтобы не лезло, и напиться до потери пульса. Исходим из того, что клиент хочет просто «понять вкус». А раз так, то один абзац текста про французский коньяк ничем не хуже, чем 28 абзацев. Требовать полностью раскрыть тему в тестовом задании – всё равно что пытаться залпом выпить весь бочонок на дегустации.

Удивительно, но на свой лучший сегодняшний проект я попал, потратив не более 10 минут на тестовое задание. Всего-то и требовалось, что отредактировать уже готовый текст на 2 абзаца: найти главное, вытащить его в заголовок, убрать лишние слова, добавить жизни. Я не успел даже допить чашку кофе, пока его делал. И был несказанно удивлён, когда, выбрав меня, клиент признался, что выбор был в итоге сделан из ТРИДЦАТИ кандидатов, причём моя «работа» в разы превзошла все остальные.

«Да какая «работа?» Он смеется, что ли? Реально же пара минут всего».

Мораль сей басни? Всё то же самое: ЗНАЙ СВОЮ ТЕМУ! Если бы я взялся писать про разведение кроликов взамен финансов, то моя работа оказалась бы на порядок хуже всех остальных.

  1. Стоит ли игра свеч?

Это к вопросу о том, что вы получите, когда «выиграете». Согласитесь: если, съев дольку шоколадки, клиент купит у вас еще одну такую же, это мелковато. Если я даю ему пригубить вина, то рассчитываю продать как минимум бутылку. Поэтому клиенты, которые приходят сами, а тем более по рекомендациям, удовольствуются примерами работ. Тестовое задание означает, что я сам ищу что-то крупное и серьезное. Из последней практики: на прошлой неделе мне пришлось написать текст, объемом примерно как этот, чтобы попасть на проект, где платят 2000 рублей в день.

А это совсем не то же самое, что продать второй пирожок тому, кто только что бесплатно прикончил первый.

  1. Оплачивается ли тестовое задание?

Честно говоря, я об этом обычно даже не заговариваю: слишком мелочно. Участвуя в гонке на миллиард, несолидно спрашивать, оплатят ли бензин тому, кто придет десятым. Однако некоторым крупным компаниям не жалко потратить лишние несколько тысяч, чтобы заплатить понравившемуся кандидату, или даже всем участникам, благо что обычно их не больше пяти.

Однако такое бывает редко, и обычно тестовое задание всё же не оплачивается. Держите в голове такую мысль: сделав десяток бесплатных заданий, вы гарантированно попадете в проект, где вам платят. Вера в это помогает поднять себя с дивана и сделать столь нелюбимое многими тестовое задание.

Но, опять же, не вылезающее своими габаритами за пределы «дегустации».