— Что-то мои клиенты «долго не живут»! Придёт – закажет сайт – оплатит – уйдёт. Через неделю уже искать нового!..
— А у меня нормально: уже год работаю с одним заказчиком, стабильность!
Что это? Чистая удача? Не совсем. Просто клиенты бывают разные!
1. «Владелец небольшого магазина»
Это «маленький бизнесмен», у которого есть свой ларёк с шаурмой, химчистка ковров, ремонтная мастерская ноутбуков. А может, он частный адвокат или врач.
Что вам придётся делать? Скорее всего, сайт или группу в соцсети. Сайт вы закончите достаточно быстро – он небольшой. Группу можно вести какое-то время, но не особо активно.
Кстати, перспективы у такой группы сомнительные. Ну зачем вступать в сообщество «Ремонтная мастерская на Ленина», чтобы починить смартфон?
Особенности: сразу рассчитывайтесь за каждую статью, в любой момент бизнес клиента может накрыться. Ему обычно некогда с вами общаться, учитесь автономности. Объясните, что звонить вам в 2 часа ночи не стоит, даже если он в 1:58 наконец отчистил последний ковёр.
Нередко ни сайт, ни группа не работают: их сделали, но не потратили ни рубля на раскрутку. Намекните клиенту, что без неё никак.
Оплата обычно на карту, без всяких формальностей, да и суммы небольшие.
2. «Компания, которая что-то производит»
Это может быть не только завод, но и банк – «производит» банковские услуги, или IT-компания – разрабатывает и продаёт ПО.
Что вам придётся делать? Заниматься сайтом компании – он большой. Вести соцсети, обычно сразу несколько. Писать продающие тексты для рассылок, презентаций, выступлений сотрудников.
Особенности: такая компания – это обычно «всерьёз и надолго». Вам придётся очень хорошо – ОЧЕНЬ ХОРОШО! – знать продукт компании. Это не так просто, если речь о программах для автоматизации бизнеса, ипотечных кредитах, линейке холодильников.
Путаете цифры, не отличаете фреон от фосгена? Долго вас терпеть никто не станет! Если не путаете – скорее всего, вас оформят по ТК или самозанятости и будут платить «месячный оклад».
3. Тренер-инфобизнесмен
Ведёт курсы о том, как стабильно зарабатывать на Форекс, как покорить любого мужчину с помощью медитаций, как открыть успешный бизнес за неделю или освоить левитацию.
Что вам придётся делать? Вести социальные сети, Telegram-каналы, сайт (в меньшей степени). Тренер наверняка раз в неделю запускает «трёхдневные марафоны», поэтому с вас куча продающих текстов, презентаций, напоминаний о том, что «мы уже начинаем».
А нередко с вас – и смысловое ядро. «Будьте любезны написать текст, как открыть бизнес с нуля, который я буду 3 часа читать на своём марафоне. Текст тоже пишите с нуля. Про бизнес, ну».
Особенности: пожалуйста, думайте, с кем вы сотрудничаете! Каждый второй «левитирующий бизнесмен» – чистой воды инфоцыган. Поэтому проект рискует громко рухнуть в любой момент. Возможно, у тренера даже конфискуют активы. Так что предоплата – наша любовь.
Если тренер нормальный, то он сам пишет тексты для своих курсов, вы их только вычитываете. Читайте внимательно – заодно и сами кое-чему научитесь, и путаться в терминах не будете.
4. «Новостное агентство»
Компания «повелевает» несколькими блогами или телеграм-каналами. В них каждый день выходят новые материалы про фондовый рынок, политическую ситуацию или секреты огородничества.
Что вам придётся делать? Ну а как вы думаете? Вести все эти блоги и каналы! В день часто требуется десяток материалов, так что пинать асфальт вам будет особо некогда. Зато это надолго.
Особенности: надо уметь работать быстро, иначе вы ничего не успеете. И качественно, потому что перепроверять за вами часто некому. А если выложите шлак, то встречайте сразу сотню комментариев от читателей блога: «Автор, ты школу в каком классе бросил?», «Агентство, неужели на рынке труда всё так плохо, что у вас ВОТ ТАКИЕ эксперты?»
Как видим, «клиент 1» – совсем не то же самое, что «клиент 4». Думайте, с кем вы хотите работать, с самого начала, и в зависимости от этого ищите работу в соответствующих местах. «Единички» и «тройки», например, часто стучатся в соцсети и в объявления. А вот за «двойками» и «четвёрками» лучше идти на площадки вакансий.