Каждый заказчик обязательно чему-то учит копирайтера. Если, конечно, тот сам держит глаза открытыми и хочет двигаться вперёд.

Чему же меня научили клиенты? Постараюсь сегодня нырнуть в омут памяти и вытащить оттуда всё полезное, что смогу найти.

1. Клиент Иванов – первый в жизни. Мы с ним целый год работали по 30 рублей за 1000. Потом я спросил: может, давайте по 40? Он согласился на 35.

Чему научил: можно миллион лет работать за одну и ту же ставку, если мне не надо больше – клиенту тем более.

2. Клиент Петров – 2 дня объяснял мне, как форматировать и выкладывать описания товаров для его интернет-магазина рыбалки. Сильно матерился, когда еще через 2 дня я от него ушёл.

Чему научил: каждый заказчик будет тратить кучу времени, чтобы «настроить вас на себя», часто менять исполнителей – страшный сон для него.

3. Клиент Сидоров – я делал тексты для группы его кафе ВК, он мне исправно платил 5000 в неделю. Через 3 месяца он продал это кафе, последние 5000 так и не заплатил.

Чему научил: если заказчик теряет свой бизнес, то денег от него уже не жди, не копим долги до 6-значных сумм.

4. Клиент Веткин – целый год платил мне по 3000 в день за статьи на сайт. Когда я попросил немного повысить ставку – отказался и ушёл.

Чему научил: просишь больше денег – всегда будь готов потерять то, что имеешь.

5. Клиент Конфеткин – пилил бессмысленные онлайн-курсы по типу «Как правильно пить воду из чашки». Мечтал стать миллионером. Исправно и много платил за тексты. Искренне недоумевал, когда я сказал, что больше не могу.

Чему научил: совесть важнее, чем деньги. Кто не знает слова «совесть», меняет на «удовольствие от работы».

6. Клиент Котлеткин – целый год я писал ему тексты на тему инвестиций. Потом оказалось, что это была финансовая пирамида – рухнула за один день.

Чему научил: надо очень стараться, чтобы понять, насколько качественный продукт делает твоя команда.

7. Клиент Зонтиков – заказал тексты о проектировании промышленных зданий. Долго придирался к каждому тексту. В итоге ушёл.

Чему научил – не надо лезть в темы, где ты ни в зуб ногой.

8. Клиент Бантиков – целый год заказывал отзывы о бургерах и чизкейках, по 20 штук в день.

Чему научил: никогда не верить никаким отзывам.

9. Клиент Фунтиков – наполнял магазин видеорегистраторов и пылесосов, заказывал по 100 текстов в неделю.

Чему научил: много и упорно трудиться.

10. Клиент Лунтиков – заказывал тексты о продаже квартир в разных городах. Требовал прикладывать множество скриншотов с сайтов застройщиков и Авито.

Чему научил: не просто лить воду в стиле «популярность существенно возросла», а добавлять много конкретики и цифр.

11. Клиент Белкин – 3 года ежегодно заказывал мини-статьюшки по 500 рублей.

Чему научил: дешевые и маленькие заказы, если их много, способны принести приличную сумму, главное – на что я ее потрачу.

12. Клиент Стрелкин – на его проекте вечно были авралы, и в Новый год, и в выходные могли прилететь срочные задачи. Я ушел спустя месяц.

Чему научил: я люблю свою работу, но при этом «я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть».

Наверняка я что-то еще забыл, как вспомню – допишу. Делитесь своими историями тоже.