Инфляция – явление, при котором вы приходите в магазин и замечаете, что литровый пакет молока вместо 65 рублей стал стоить 70. Обычный рост цен – неприятный, но неизбежный.

А вот шринкфляция подразумевает, что пакет молока по-прежнему стоит 65 рублей. Вот только вместо литрового он стал 0.95-литровым. А то 0.89.

Казалось бы, по сути – всё то же самое. С той только разницей, что повышение цены вы всегда замечаете. А вот уменьшение объёма или веса – далеко не всегда!

Термин «шринкфляция» происходит от той самой инфляции с добавлением «shrink» ­– английского слова, означающего «сжиматься». Синоним шринкфляции – «даунсайзинг», то есть «снижение объёма».

При этом даунсайзинг бывает двух видов:

  • Продукта. Пачка та же самая, но сахара туда насыпают меньше.
  • Упаковки. Компания выпустила «инновационную» тару, куда помещается меньше крупы или кефира.

Производители сегодня активно используют и тот, и другой способ. Однако предпочтение отдаётся второму, потому что позволяет проделывать более искусные фокусы.

Например, недоложить одно яйцо в стандартную ячейку 5х2 – это грубый приём, который сразу заметит каждый покупатель. А вот раскладывать те же яйца в упаковки 3х3 – совсем другое дело.

Впервые в России шринкфляция была замечена во время кризиса 2008-2010 годов. Тогда производители использовали любые приёмы, позволяющие замедлить падение спроса.

А вот в европейских странах она «процветает» до сих пор. Например, в Британии шринкфляция появилась одновременно с началом выхода страны из ЕС в 2012 году. Именно тогда англичане заметили, как «похудели» в объёме любимые шоколадные батончики, сохраняя свою прежнюю цену.

Основная цель данного приёма – сохранить прежние цифры на ценнике, чтобы не отпугивать покупателя. Поэтому особенно «обостряется» шринкфляция во время кризисных периодов.

Законна ли шринкфляция?

Как правило, она вполне законна. Исключение – если производитель оставил на таре маркировку «1 кг», а фактически насыпал туда 0.95 кг продукта. Но так никто не делает, чтобы не иметь проблем с законом. В углу пачки мелким шрифтом будет написано «0.95». Вот только прочитаете ли вы это?

А если и прочитаете, то станете ли искать пачку сахара с точным объёмом за ту же цену, или махнёте рукой и пойдёте на кассу?

На это и расчёт.

Кому шринкфляция идёт на пользу

Что до макроэкономики, то ей нет никакого дела, сколько литров в коробке сока. 1000 коробок по 0.95 литра она считает за 950 литров – вот и всё. По мнению экспертов, никакие ухищрения производителей не могут повлиять на процессы экономического спада или роста. И уж тем более – превратить одно в другое.

А вот производители, конечно, в выгоде. Недоложив по одной конфете в миллион коробок, можно получить дополнительные десять тысяч коробок для продажи!

Конечно, всегда есть шанс, что покупатель заметит подобный недовес и станет менее лояльным. Но обычно разница настолько мала, что даже не вызывает серьёзной обиды.

А вот идёт ли шринкфляция на пользу потребителю – вопрос спорный.

  • С одной стороны, он получает меньше конфет за те же деньги. Это плохо.
  • С другой – меньше съел конфет, меньше прибавил в весе. И это хорошо.

Ведь сегодня население развитых стран в основном страдает не от голода, при котором шринкфляция была бы преступлением, а от переедания. И чем меньше порции – тем лучше для покупателя.

Хотя не исключено, что подобная логика – точно такой же «фокус», как и сама шринкфляция.

Как бороться с шринкфляцией

Глобально – никак. Это явление уже прочно вошло в нашу жизнь, и к тому же – оно вполне законно.

А локально – нужно просто смотреть цифры на упаковке и активно пользоваться калькулятором. Так вы точно будете знать, что вам выгоднее – купить 0.8 литра молока по 66 рублей или 0.9 по 74.