Психологические границы человека – это не только его тело. «Я» – это ещё и мои вещи, комната, дом, увлечения, близкие люди…
Нарушение границ – всегда огромный стресс. Например, кража сумки влечёт переживания, которые намного превышают её стоимость. Чужое вторжение в личные границы – вот что очень болезненно!
Но насколько часто родители нарушают границы своих детей и порой даже не задумываются, насколько это ужасно!
— Вламываются без спроса в личное пространство ребёнка (например, в комнату). Копаются в его вещах. Читают его письма. Ребёнок испытывает стресс и теряет ощущение безопасности. У него сбивается навык определения чужих границ. Потом он так же бесцеремонно будет обращаться с вашими вещами и перепиской.
— Берут без спроса его вещи. Итог – ребёнок плохо умеет ими распоряжаться, ведь они как бы ему не принадлежат. В ответ и он начнёт брать чужое! Но не как осознанный вор. Просто он не видит границ. Ведь «всё общее».
— Нарушают физические границы. Это не только шлепки, но и «доедай кашу», «иди спать», «надень шапку”. В итог ребёнок не доверяет своему чувству холода или голода. Ведь другим виднее, хочу я есть или не хочу.
— Нарушают эмоциональные границы. «Не плачь», «не смей злиться». Эмоции загоняются вглубь и вызывают проблемы. Плюс ребёнок не учится нормально их выражать. А потом его же упрекают, что он бесчувственный.
— Всегда знают, как лучше. Тащат его на английский язык, хотя он любит танцы. Выбирают ему друзей. Решают, что в выходной он поедет к бабушке, а не к друзьям. В итоге ребёнок не учится принимать решения. Порой он сам не знает, что хочет.
— Неправильные наказания. Иногда они нужны. Но не стоит отнимать у ребёнка то, что уже входит в его «я» (запрещать идти к приятелю, заставлять сидеть дома, конфисковать телефон). Куда лучше не купить велосипед или перенести поездку в аквапарк. В этом случае наказание не деформирует его личные границы.
А вы допускали эти ошибки в воспитании детей?