Экология сегодня модный тренд, однако «забота о природе» – это не язык бизнеса. Чтобы тот или иной проект был запущен в компании, нужно обосновать его в цифрах и объяснить, какая будет экономическая выгода.

При этом важно понимать, что экономический эффект от внедрения систем автоматизации процессов по ООС может быть только косвенным. Это касается, например, основных процессов: учет отходов, учет источников загрязнений и их выбросов, планирование мероприятий, формирование отчетов.

Статья 8.2 КоАП РФ подробно рассказывает об ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Санкции по этой статье подразумевают штрафы для юридических лиц в размере до 500-700 тысяч рублей, а также приостановление деятельности на срок до 90 дней.

❓За что наступает ответственность❓

При этом правонарушения, за которые устанавливается такая ответственность, могут быть двух видов.

Во-первых, это непосредственное несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. Например, какая-то жидкость была разлита на прилегающей к предприятию территории, что могло нанести ущерб окружающей среде и здоровью людей.

Во-вторых, это неисполнение многочисленных обязанностей, которые касаются оформления и оборота документов. Например:

• По разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления.
• По отнесению отходов производства и потребления к конкретному классу опасности.
• По ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
• По проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
• По проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.

Штрафы за нарушение таких требований тоже могут превышать 300 тысяч рублей. При этом, чтобы получить такой штраф, даже не требуется наносить окружающей среде ущерб, достаточно просто не составить или не подать своевременно нужные документы.

Перенесение задач в этой области из бумажного или устного формата в электронный значительно упрощает выполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды и позволяет избежать множества штрафов.

❓Что дает цифровизация бизнес-процессов компании❓

Сотрудники структурных подразделений по охране окружающей среды часто сталкиваются со следующими проблемами:
• Большой объём данных, в том числе разрозненных, если у компании много подразделений.
• В выполнении одной задачи (например, составление общего отчета) могут участвовать многие подразделения, которые должны предоставить свои данные, что затрудняет и замедляет работу.
• Увеличивается время обработки задачи, что грозит штрафами за просрочки. Повышается вероятность ошибок.

Выстраивание логичных бизнес-процессов и их автоматизация позволяют обеспечить быстрый доступ к ним. Появление единой базы нормативно-технической документации помогает формировать нужные документы очень быстро, в том числе автоматически. Значительно повышается прозрачность бизнес-процессов и контроль за их протеканием.

Кроме того, повышается производственная дисциплина, усложняется уход от ответственности за нарушение правил для конкретного исполнителя, исключается подтасовка данных, растет производительность труда.
Руководство получает мгновенный доступ к консолидированным данным, достоверную информацию для принятия правильных решений, возможность анализа эффективности инвестиций и реализуемых программ. Сотрудники получают возможность тратить намного меньше времени на работу с документацией, которая касается охраны окружающей среды.

При этом вложения в цифровую трансформацию бизнес-процессов в данной сфере не принесут деньги моментально. Крайне важно уметь обосновывать проекты в этой области на инвестиционном комитете, чтобы провести необходимые изменения и стать современным эффективным предприятием.

Основная работа идёт через формирование правильного менталитета у сотрудников, начиная с высшего руководства компании.