«Поскольку я работаю не в дипломатической миссии, а дома на удалёнке, никакой этикет мне не нужен. Главное – при видеозвонках не забывать, помимо трусов, натянуть и футболку».

Так, да не совсем. В 2009 году, действительно, «домашний» копирайтер не имел никаких правил и норм. Да и то, что он делает, работой не особо считалось. Сейчас на сайтах вакансий тысячи предложений вполне официальной работы на удалёнке. Групповые созвоны и рабочие чаты становятся нормой. В итоге корпоративный дух постепенно пропитывает домашние тапочки фрилансера.

Конечно, ходить по дому можно в любом виде – только убедитесь лишний раз, что выключили веб-камеру. А вот правила фриланс-этикета уже давно есть, и пренебрегать ими нельзя!

Что же включает в себя кодекс деловой чести фрилансера?

Уважать рабочее время

Эта заповедь раскладывается на две:

1. Быть на связи по будням с 9 до 18 часов.

Это если у вас нет иных договорённостей с заказчиком, какое время считать рабочим.

В зависимости от того, с кем и насколько плотно вы работаете, это правило может иметь разную силу.

Если некто заказывает пару текстов в месяц, мне достаточно в течение дня ответить, что я прочитал его сообщение и принял к сведению. На крупных серьёзных проектах, где я – часть команды, моё отсутствие на связи в течение 4 часов приравнивается к прогулу.

Независимо от того, дома я или пошёл в лес за грибами, телефон нужно с собой брать. Какой бы ни был ваш дресс-код, правила делового этикета всё равно работают.

2. Отличать день от ночи, четверг от субботы.

Тот, кто не владеет этим уникальным навыком, вызывает мало любви у клиентов и коллег.

Конечно, если на складе пожар, не грех и в воскресенье позвонить гендиректору. В остальных случаях это недопустимо.

Кроме того, удалённый копирайтер – это не МЧС и не скорая помощь. Список людей, которые умерли от того, что я не ответил на рабочий вопрос в 22 часа субботы, пока пуст.

Основная сложность тут – не постичь это знание самому, а транслировать его заказчику. Желательно с самого начала занять твёрдую позицию и ни в коем случае её не сдавать.

Из практики: если в отделе всё время авралы, если каждый раз на воскресенье и на 9 мая сваливаются срочные задачи, единственная причина – в том, руководитель не умеет нормально выстроить работу.

При этом если ночью клиенту, как Ньютону, на голову свалилась идея нового айфона, не вопрос – пусть пишет мне сообщения, шлёт чертежи и планы продаж. Но прочитаю я всё это утром.

Соблюдать этику звонков и переписки

Это значит:

1. НИКОГДА НЕ ЗВОНИТЬ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.

2. Писать строго по делу.

Если со мной в магазине произошёл интереснейший случай, об этом должны узнать друзья. Но не клиенты и коллеги.

3. НИКОГДА НЕ СЛАТЬ ГОЛОСОВЫЕ СООБЩЕНИЯ.

Исключение – текст, который нужно отредактировать, или концепция сайта. В этом случае желательно сначала написать: «Вот это моя концепция, ознакомьтесь, как будет время». Но уж точно не слать аудио с содержанием: «Добрый день, я пришлю текст через час».

4. Писать без грамматических ошибок.

Для дизайнера или бухгалтера «добрае утра» ещё допустимо. Для копирайтера – с большим трудом.

5. «Собирать» сообщения

  • Привет!
  • Мне тут мысль пришла.
  • Не сходить ли нам куда-нибудь?
  • Например, в кино.
  • Может, в воскресенье.
  • Как ты считаешь?
  • У тебя будет время?

Суммарно мой телефон пискнет 7 раз. А в середине рабочего дня каждый такой писк воспринимается как удар по голове.

Для самостоятельной практики: попробуйте уложить эти 7 сообщений в 7 слов внутри одного сообщения. Тренируйте этот навык. Он полезен.

Соблюдать свои обещания и сроки

Комментировать особо нечего. Единственное что – старайтесь их записывать.

Интерес и позитив

Это ценные ресурсы, но их нужно вкладывать, чтобы иметь хорошую репутацию.

Демонстрировать интерес – слушать, пока клиент рассказывает о своём новом проекте. И не сразу переводить тему на оплату, а сначала продемонстрировать, что вас тоже зажигает его идея.

Быть эмоционально устойчивым – в любой ситуации общаться вежливо и конструктивно.

Что же касается видеосвязи, то желательно в течение рабочего дня всегда выглядеть так, как будто вас видит ваш клиент. Собранный и ухоженный внешний вид придаст вам мотивации и энергии, даже если тапки-зайчики – ваш верный деловой партнёр.