«В пятницу вечером пришел клиент: ему срочно нужен текст, готов доплатить. Отправил ему договор. Два месяца согласуем детали».
Я прочитал это в блоге кого-то из коллег. Но такая история точно не про меня. За 11 лет ежедневной практики в копирайтинге трепетного отношения к договорам, увы, я так и не сформировал. В основном буду говорить про свой личный опыт – допускаю, что у кого-то он может быть другим.
— Зачем вообще нужен договор?
— Как? Он же даёт гарантии!
Да полно вам, помилуйте. Ну какие гарантии? Ничего он не даёт! Давайте пройдёмся по главным стереотипам.
Он гарантирует, что мне заплатят!
И да, и нет. Сначала поделюсь небольшой житейской мудростью (уверен, пригодится): ПОДПИСЫВАЯ ЛЮБОЙ ДОГОВОР, СРАЗУ ПРЕДСТАВЛЯЙТЕ, КАК ВЫ ПОЙДЕТЕ С НИМ В СУД. С таким подходом у вас будет куда более критичный взгляд на содержание документа.
Итак, представим: у меня есть договор на создание текста стоимостью в 5 или даже в 10 тысяч рублей. Захочу ли я судиться (а иным способом извлечь свои права из договора нельзя) за эти деньги? Скорее всего, нет: моё время стоит дороже. Кроме того, существуют более эффективные вещи, чтобы себя застраховать:
- ПРЕДОПЛАТА
- проведение сделки через биржу (не обязательно там прямо работать, но я много раз «протаскивал» через Текст.ру оплату)
На мой взгляд, предоплата страхует на все 100%. Порой я доверяю клиенту и готов поработать немного «в кредит», так что в какой-то момент он окажется должен 5-20 тысяч рублей. Но тут все сводится к понятию «допустимый риск». Если он ранее заплатил мне тысяч 20 – я готов потерять эту пятёрку. Если же в течение года он платил по 50-100 тысяч в месяц, то и двадцатка – небольшая потеря. Такой клиент уж точно не мошенник. И если у него, не дай Бог, накрылся проект, и в связи с этим он не смог сделать последний транш – пусть это будет моим «комплиментом» за хорошее сотрудничество.
Он гарантирует, что меня не уволят
Это касается «долгоиграющих» проектов – моих любимых. Но и тут договор ничего вам не гарантирует – снова увы. Если заказчик решит, что «всё» – вы пулей вылетите из:
- проектов с белым официальным трудоустройством
- проектов с договором самозанятости
- а также с договором подряда
- и вообще без всяких договоров, где все на словах
Причем особой разницы вы не заметите. Этой весной свернулось одной из направлений в компании, где я работал «белым копирайтером». В итоге меня из нее убрали вместе с позицией копирайтера как такового. Подозреваю – поправьте, если я ошибаюсь – что мне ничего не удалось бы доказать даже через суд.
К тому же, мой характер – «немножко гордости, много оптимизма». Может, и был шанс выбить из этой компании лишнюю десятку за увольнение. Но зачем, если вокруг столько открытых дверей? Не прошло и месяца, как я нашел новый проект, в который влюбился всей душой.
Он гарантирует комфортный порядок работы
В большинстве случаев то, что написано в договоре, мало соотносится с реальной жизнью. Компании обычно пишут всё так, чтобы им было максимально удобно отчитываться перед госорганами и проводить платежи. Например, в одном договоре было написано, что мой удаленный (!) рабочий день продолжается с 10 до 15 часов, обед с часу до двух. Но я даже не ковырялся в этих формулировках, не отказывался участвовать в утренних созвонах и не требовал никакой обед. В другом было написано, что каждую неделю мне начисляется 20 тысяч рублей за 200 тысяч знаков текста. Но фактически я делал хорошо если 10 тысяч знаков. Если бы я стал требовать изменить договор, то, подозреваю, ни к чему хорошему это не привело бы. Да и какая мне разница? Платят же – и хорошо.
Что в итоге?
Скажу так: я работаю с клиентом в том формате, который наиболее удобен ему – еще один «комплимент от копирайтера». Официально – ок. Самозанятость – прекрасно. Просто на словах – тоже пойдёт, но не забываем про предоплату.
Что касается налогов, то в последнее время я значительно «побелел» и почти всё протаскиваю через самозанятость – благо что она у нас наконец-то появилась. Но в целом я уверен: чем меньше бюрократии – тем больше времени для плодотворной работы.