«В связи с затянувшейся эпидемией, снижением цены на нефть и массовым отключением горячей воды средние доходы граждан упали почти на 40%».
Прослушав по телевизору такое сообщение, копирайтер может отреагировать двумя способами.
- Ну теперь понятно, почему у меня стало меньше заказов. Теперь ясно, почему ушли два клиента. Массовое отключение, что тут поделаешь. Оно у всех. Просто смириться и ждать.
- Отключение – не отключение, а надо что-то делать. Конкретно мне, здесь и сейчас. Найти других клиентов, получить новые навыки. Плохому танцору, как известно, всегда снижение цены на нефть мешает.
Как правило, фрилансер с самого начала учится не зависеть от других и быть себе на уме (хорошо это или плохо – ещё поговорим). Так что более логично, на мой взгляд, не кивать в сторону эпидемий и нефти, а попытаться понять: что послужило причиной конкретно моих проблем, и не смогу ли я что-то изменить прямо сегодня?
Это называется «проактивная позиция». Говоря простыми словами – умение самостоятельно придать себе нужный импульс движения, не дожидаясь, пока дадут пинка.
Итак, переходим к практике. Задачка на сегодня: из-за мирового финансового кризиса у меня ушли двое клиентов, а новые не торопятся появляться.
Что делать-то будем?
-
Давайте выйдем за рамки!
Здесь я исхожу из того, что у кого-то по жизни кризис, а кто-то, кто уже «за рамками», спокойно зарабатывает и неплохо живёт, несмотря на регулярные мировые коллапсы.
Если ко мне не ломятся клиенты, то, скорее всего – что? Скорее всего, они не видят реальной ценности в моих услугах. А значит, её надо повышать!
Неоднократно об этом говорил, но никогда не будет лишним напомнить. Хороший копирайтер должен уметь не только настучать несколько страниц в соответствии с ТЗ, но и хорошо разбираться в том, как текст помогает решить конкретные задачи.
Плохой копирайтер:
— Нам нужен текст.
— Присылайте ТЗ, напишу.
Хороший копирайтер:
— Нам нужен текст.
— Где будете размещать и какая у него задача?
Почему от «плохого» копирайтера клиент часто откажется? Да потому что он сам не уверен в том, что и как ему нужно делать. И ищет он не услужливого исполнителя, а того, с кем можно посоветоваться.
Так что если копирайтер хочет писать продающие тексты, то ему нужно разобраться с тем, что такое конверсия и ЦА. А если ему по душе сео-тексты, желательно не только понять значение слова «переспам», но и узнавать о новых алгоритмах Гугла/Яндекса сразу, как только они появляются.
Тогда копирайтер будет «в теме» и сможет полноценно принимать участие в «мозговых штурмах» с заказчиком, а не просто кивать и ждать инструкций.
А если я регулярно направляю заказчику свои идеи и предложения, как можно улучшить его сайт и повысить интерес посетителей, то ценность моих услуг ещё более возрастает.
-
Один в поле не воин
Крамольная мысль для фрилансера, не правда ли?
Когда я начинал, то ощущал себя в высшей степени свободным и независимым. У меня тут своя алмазная шахта, я её выкопал, я же её разрабатываю, и я же гружу алмазы в грузовик, и я же везу их на рынок. И никакая помощь мне, слышите, не нуж-на! И алмазами не по-де-люсь!
Но это тогда, лет 10 назад. А сейчас всё чаще приходится работать над проектами в составе команды. Например:
- Руководитель (владелец бизнеса).
- Веб-дизайнер.
- Программист.
- Сео-оптимизатор.
- Копирайтер.
В таком формате я отвечаю уже далеко не за всё и делаю только свою часть работы (что очень удобно). При этом я советуюсь с другими, а они – со мной.
И эффективность командной работы куда выше. Ну не смогу я сам разработать пневмо-гидро-лазерный отбойный молоток, если мне надо с 8 утра до 8 вечера долбить алмазы. И даже лифт не разработаю, поэтому так и буду таскать мешки. Не говоря уже о том, чтобы стать ювелиром и продавать в 10 раз дороже.
В общем, сегодня есть мощная тенденция к тому, чтобы копирайтер становился частью команды. А потому даже самому заядлому единоличнику-мизантропу стоит наладить полезные контакты и освоить командную работу.
Как это сделать?
- Добавлять интересных людей в друзья в соцсетях.
- Участвовать в конференциях и других мероприятиях.
- Использовать свой сайт и блог для привлечения потенциальных заказчиков и партнёров.
В общем, сегодня набирает популярность формат не «заказчик ищет копирайтера», а «заказчик и дизайнер ищут копирайтера» либо «сео-оптимизатор и копирайтер ищут веб-дизайнера». Так что добавить в список своих талантов командную работу не помешает.
Хотя бы потому, что такое сотрудничество обычно продолжается долго и становится источником постоянных заказов.
Сегодня на биржах контента всё меньше хороших заказов именно по причине того, что новый формат предполагает другие способы общения и иные площадки.
И да: качественное портфолио и резюме копирайтера, наличие у него сайта и блога сильно повышают шанс, что его возьмут в действительно перспективные команды.
-
Держим нос по ветру
В наше время вообще всё очень быстро меняется, а в интернет-пространстве особенно. Поэтому надо постоянно «принюхиваться» ко всему новому. Иначе есть большой риск «морально устареть».
Это касается всего:
- Новых площадок. Например, 10 лет назад про Инстаграм никто не знал, а сегодня тексты для него кормят многих наших коллег.
- Изменившихся правил. СЕО-оптимизация делается уже не столько с помощью ключей, сколько грамотными и насыщенными смыслом текстами.
- Трендов. К примеру, люди сегодня не любят большие тексты на тех страницах, где они не нужны. Но охотно читают объёмную аналитику.
Таким образом, хотя кризисы и неизбежны, но пока один жалуется на падение доходов, другой успевает понять, в какую сторону дует ветер, и как можно не только не потерять, но даже и заработать на этом.
Вот почему я всегда придерживаюсь позиции, что любой вызов – это новые возможности. И если быстро разобраться, что к чему, то можно эффективно их использовать.