«Если я выстрелю из ружья, то потрачу патрон. Он стоит денег. Кто мне возместит его стоимость? Никто! Да и ружье изнашивается. Кроме того, нет никаких гарантий, что я попаду. А если и попаду, то дичь может убежать в кусты. И нет никаких гарантий, что я ее найду. А если и найду, то нет никаких гарантий…»
В общем, сидел бы ты дома, товарищ охотник, с таким-то подходом!
Да, ты будешь мазать – поначалу так вообще через раз. Да, зайцы быстрые, патроны дорогие, а дождь мокрый. Но раз уж купил ружье – стреляй. Раз уж стал копирайтером – пиши. В том числе, и тестовое задание. Несмотря на то, что нет гарантий. Несмотря на то, что могут обмануть/не заплатить/сказать, что ваш текст плохой, и при этом повесить его на свой сайт.
Конечно, даже думать о том, как написать тестовое задание, всегда неохота. И оно бывает правда сложным. Месяц назад я потратил целый день (!), чтобы сотворить такой «пробный текст». Он был настолько большой, к нему было столько требований, что я страшно устал и уже не был уверен, чего больше хочу:
- чтобы меня взяли (и тем самым все это было не напрасно);
- чтобы меня не взяли (и тем самым я никогда больше не видел бы таких текстов).
Меня взяли…
Как же копирайтеру выработать правильный подход к тестовому заданию, чтобы и не жмотиться потратить патрон (ну как же, я буду целый час-другой писать за бесплатно?!), но и не палить целыми днями в чистое небо?
Прикидываем размер дичи
Сидеть двое суток в засаде на хомячка – смешно. На лохнесское чудовище – совсем другое дело. Если новый проект будет приносить вам 40-50-100 тысяч рублей в месяц, то право, не жалейте «патронов». Напишите 2-3-5 тестовых заданий. Плотно поработайте пару-тройку дней за бесплатно, чтобы потом 200-300-500 дней работать за нормальные деньги.
Но если вам перед тем, как заказать статью за 500 рублей, просят накатать еще одну такую же «в виде теста», то отправляйте этого «хомячка» куда подальше.
Учимся метко стрелять
Чтобы меня взяли на проект по организации детских праздников, мне нужно будет написать несколько десятков бесплатных тестовых заданий (и параллельно узнать тему, в которую я сейчас, увы, совсем не погружен). Если же пойду «стучаться» на очередной проект по крипте, то будет достаточно пары «патронов». Ну хотя бы потому, что мои 100500 статей на более ранних проектах с лихвой заменяют наше несчастное тестовое задание.
Поэтому думаем над выбором проектов: понимаем, куда мы хотим попасть, и проверяем, какой инвентарь у нас для этого есть.
В целом же копирайтеру намного лучше потратить неделю на бесплатные тестовые заданий – но таки устроиться на выгодный проект с нормальным заработком для копирайтера, чем сразу пойти работать туда, где платят копейки.
Целимся как следует, но не думаем о цене патронов. Если попадем, каждый из них окупится с лихвой!