«Здравствуйте, не могли бы вы помочь мне с текстами для сайта нашей компании?

Что делать копирайтеру, услышав такой вопрос? Для начала порадоваться! Сайт – это обычно большой объём работы. А значит, и денег на нем можно «поднять» немало. А еще его ведение нередко становится «долгоиграющим» проектом. Так что это вполне себе «основа пищевой базы» копирайтера.

Но чтобы всё сложилось, важно правильно начать диалог. Итак, что спрашиваем у клиента?

Зачем вам нужен сайт?

Через этот вопрос надо ухватить стратегию продвижения. «Я напишу адрес сайта на визитках и буду раздавать их при личной встрече» – это одно. «Мы заточим все страницы под SEO-запросы, чтобы продвигаться через поисковики» – другое. Например, чтобы работало SEO, надо сразу составить список ключей, а затем уже ПОД НИХ формировать название и содержание всех страниц.

Если же это лендинг, убеждающий купить классную бейсболку, а люди на него приходят через рекламу в соцсетях – это уже означает и быстрый темп диалога (много не пишем), и лёгкий стиль.

Какая структура?

Не так давно клиент просил сделать ему тексты про тренажёрные залы. Долго обсуждали, сколько нужно страниц – и какие. В итоге я предложил сильно упростить структуру. Например:

  • «Особенности тренажеров», «где мы покупаем тренажеры» совместить в – «Преимущества нашего зала».
  • «Наши абонементы», «наши скидки», «как купить абонемент» – «Цены».

Не надо превращать свой сайт в сотню комнат с тысячей указателей. Так и заблудиться недолго. Чем проще – тем лучше.

Где брать информацию?

Если клиент будет готов скинуть вам какие-то тексты, презентации или даже собственные голосовые сообщения, где он рассказывает про свой зал – это очень круто. Если ему некогда (как обычно) и он лишь показывает сайт конкурентов, говоря: «у нас всё как у них, только название другое» – тоже пойдёт.

Кто со мной в команде?

Если, помимо копирайтера, заказчик озаботился подыскать дизайнера, верстальщика и SEO-оптимизатора – прекрасно, смело добавляйтесь в общий чат этой команды. Если он ничем не озаботился – приводите своих специалистов. (Совсем никого нет? Найдите на Кворке).

Клиент не хочет никому больше платить?  Ок, я всё сделаю сам. Но подготовлю его к тому, что сайт за 25 тысяч (немного) отличается от сайта за 250 тысяч по своему внешнему виду и богатству возможностей.  

Сколько заплатите?

— Хотите продать ваши услуги подороже?

— Кто ж не хочет!

— Отлично! Тогда постарайтесь договориться на оплату сразу за всю работу целиком.

Не надо «2 рубля за букву». И даже «500 рублей за страницу» не надо. Попросите 20 тысяч сразу за весь сайт.

— Он скажет «дорого».

— Заверните в комплект ещё что-нибудь. Скажите: «сам выложу на сайт, сам найду картинки, отформатирую. Бесплатные правки в течение недели».

— Это уже слишком много за 20 тысяч.

— Отлично. Предлагайте изначально за 30. Сторгуетесь на 25 – и все довольны.

Конечно, «25 тысяч за всё сразу» не означают, что их нельзя разбить на несколько этапов. И уж тем более не значит, что вам не стоит брать предоплату. Напротив: чем больше будет «кусок», который вам пришлют авансом, тем веселее вам будет писать – и тем сложнее клиенту станет «выпрыгнуть» из сотрудничества с вами.

Что ж, вопросов вышло не так много, и они несложные. Если вы не забудете их задать, то не только выясните всё что надо, но и подготовите себе комфортные условия для работы.