«Вот бы у меня была золотая рыбка и делала бы все за меня. Ну или бесплатный раб, чтобы дал ему задание и пошел спать. Он бы сам все делал и не требовал долю от заработка. И есть бы не просил. И не занимал бы место в квартире».
Об этом я мечтал в 2016 году. Ну кому хочется каждый день делать дурацкие рерайты по 50 тысяч знаков? Засадить бы кого угодно за эту работу, а самому пойти гулять!
Что ж, мечты сбываются – сегодня такая золотая рыбка/бесплатный раб у меня есть. И это, конечно же, та самая нейросеть, которую многие наши коллеги просто боятся.
Как же выглядит неоценимая помощь, которую мне оказывает прямо сегодня тот самый всем известный Chat GPT (ну а зачем искать что-то другое, если самое известное хорошо работает)?
1. Быстрые правки
«В течении этого года, ключевая ставка в России может достигать до 20-ати процентов, поотому что рост цен не активно достаточно замедляеться».
Вот у меня текст из 20 таких предложений. Только в одном этом надо убрать запятую, мягкий знак, лишнюю букву, поменять местами слова, написать значком %. Черновая рутинная работа на 1 минуту. 20 предложений – 20 минут. 200 предложений – 200 минут…
Когда правишь 80-страничный текст, начинаешь уже «закипать» от бесконечных –тся и –ться, слитно/раздельно, путаницы падежей.
А можно… просто вбить вот это всё в Chat и написать «упрости стилистику, поправь ошибки». За минуту он обработает и 20, и 200 предложений. Все падежи и запятые (ну почти все) будут на месте.
Да, вычитать глазами все равно придется. Но это уже просто легкая прогулка по ровной дорожке. Может, где-то и растет один кустик крапивы, зато многочисленные бревна, камни и канавы испарились.
Практическая польза: раньше я каждое утро тратил на правки чужих текстов 10 раз по 10 минут. Теперь – 10 раз по 1,5 минуты. Почти полтора часа чистой выгоды, причем качество нисколько не пострадало!
2. Быстрый сбор информации
«Как сэкономить на авиабилетах»?
Раньше, чтобы написать такую статью, я обычно вбивал вот этот запрос в поисковик, открывал десяток сайтов, конспектировал все то, что там есть – и из этого уже лепил собственный текст.
Сейчас первый этап можно почти что упразднить. Нейросеть способна делать это сама! Вбиваешь: «Напиши статью «10 способов сэкономить на авиабилетах». 2 минуты ждешь. Готово!
Да, текст дилетантский. Выбираем из него то, что нам нравится. Из 10 способов остаются 5. Отжимаем водянистое вступление «Сегодня многие летают авиатранспортом и интересуются тем…» и заключение «Итак, вот 10 эффективных способов…». Добавляем истории из личного опыта. Вместо расплывчатого «некоторые банки предлагают кэшбэк…» вписываем цифры, сколько сегодня можно получить у Сбера, Альфа и Т-банка. Вставляем мнение главы Аэрофлота. Еще раз вычитываем. Что ж, можно отправлять клиенту.
Экономия на сборе материала – примерно полчаса на каждую статью. При этом я не отказываюсь самостоятельно «прошерстить» десяток сайтов, но ищу я уже только новую информацию, которую нейросеть не захватила.
А какова тогда роль копирайтера?!
Тут у нас такой же дуэт, как у лесоруба и бензопилы. И роль такая же – координировать и направлять ее работу.
Нужно выбрать тему, дать задачу, проверить качество работы – и вот копирайтер уже становится редактором. Он видит перед глазами не только дерево и лобзик, он видит весь лес целиком и небо над собой!
Свободного времени становится больше. Появляются возможности отдыхать и чему-то учиться.
Фактически автоматизация всегда приводила к «вертикальному взлету» человека. Рабочий конвейера становился его оператором (меньше рутины, выше требования к квалификации). Кассир, выдающий бумажные рубли бесконечному числу рабочих, заменялся на банкомат – а сам превращался в специалиста по выдаче кредитов.
Подобным образом и типовой копирайтер наверняка скоро превратится во что-то большее – в специалиста, который не только пишет по ТЗ «от сих до сих», но и способен сам составить контент-план для нужного ресурса, организовать создание этого контента и его достойное размещение.
Поэтому плохая новость в том, что рерайтеры шлакотекстов – «некогда думать, надо писать» – скоро вымрут как класс. А хорошая – еще не поздно эволюционировать в «копирайтера разумного», который будет повелевать нейросетями и пользоваться большим спросом у клиентов.