«Не хочешь трудиться? Собери совещание! Ты сможешь:

  • на других посмотреть
  • себя показать
  • потыкать в доску указкой
  • поговорить «за жизнь»
  • и всё это – в рабочее время!»

Примерно так я раньше думал про любые созвоны. И не только я. Руководство одной из моих любимых компаний заявляло вполне чётко:

— Товарищи! За январь мы заработали 50 млн рублей.

— При этом прибыль – всего 15 млн, остальное – расходы.

— Из которых 2/3 – это зарплатный фонд.

— Поэтому в нашей компании очень дорогие человекочасы!

— Поэтому строго запрещено собирать длительные совещания с большим числом участников, чтобы просто потрындеть!

Тем не менее, от периодических созвонов всё равно не убежать. Давайте посмотрим, какие они вообще бывают и насколько полезны?

Регулярно-отчетный созвон

«Итак, в этом году мы собрали 500 тонн сахарной свеклы, что на 6% больше, чем в прошлом году, и на 5% меньше, чем в позапрошлом. Теперь перейдем к кабачкам…»

Обычно это скука смертная. Особенно когда в компании пятьсот отделов, и каждый по полчаса рассказывает, что нового у него на грядке. Но бывает интересно послушать. Например: какие у нас финансовые результаты в этом месяце, какие направления планируется развивать, а какие сворачивать.

Что делать с такими созвонами? Если руководитель умный, они будут редкими и короткими. Слушайте то, что вам интересно. Параллельно можно делать что-то еще: писать текст или протирать пыль со шкафа.

Тимбилдинговый созвон

Он направлен на так называемое «сплочение команды». Что-то вроде новогоднего корпоратива: «Как это ты не пойдешь? Ты что, не любишь наш завод? Быстро одевай костюм белочки и вперёд!»

Нередко на таких созвонах можно «выговориться»: рассказать, что тебе нравится в твоей работе, а что – нет. Правда, не всегда откровенность уместна. «Всё, что вы скажете, может быть использовано», не забываем. Но порой тимбилдинг реально достигает своей цели: когда видишь в своих коллегах живых людей, а тем паче – друзей, это очень помогает в повседневной рутине.

Что делать с такими созвонами? Их «качество» сильно зависит от личности человека, который их проводит. Повезло с личностью – наслаждайтесь и расслабляйтесь (у меня такие примеры были). Не повезло – см. рекомендации для прошлого пункта.

Разовый предметный созвон

Его яркие признаки:

  • незапланированный
  • короткий
  • для небольшого числа людей
  • четкая проблематика – например, «у нас упал сайт, надо снова запустить его до конца дня»

Тут никто не будет рассказывать про рост кабачков и их урожайности, не попросит оценить моё утреннее настроение по 10-балльной шкале. Всё строго по делу – и чем быстрее мы закончим, тем лучше. В общем, всё как я люблю.

Что делать с такими созвонами? Активно участвовать:

1) Если тема соответствует вашему профилю – покажите, на что вы способны.

2) Если не соответствует (вы электрик, а вас позвали на собрание по озеленению территории) – прямо спросите, в чём смысл вашего присутствия здесь. Как правило, вас легко отпустят. Если же нет – не упускайте случая задать все интересующие лично вас вопросы про новые трансформаторы и сломанные плоскогубцы. Рано или поздно вас перестанут звать туда, где вы совсем не нужны.

Я ж копирайтер, зачем мне какие-то созвоны?

Сегодня нам всё чаще приходится работать не в формате заказчик-исполнитель, а компания-специалист. Поэтому умение себя вести в разных «корпоративных ситуациях» обязательно сыграет вам на руку.