«Здравствуйте. Вижу, вы внесли те правки, о которых я сказал в прошлый раз. Сейчас расскажу, что ещё надо поправить в этом тексте».
Насколько нормально, если каждый ваш текст принимается заказчиком «в десяти чтениях», с большим количеством исправлений после каждого? И что копирайтеру делать с этой проблемой?
1. Правки не должны быть бесконечными
Часто копирайтерам советуют при первом же контакте с заказчиком сразу «устанавливать лимит». Например, «я вношу правки только 2 раза». Или, что более адекватно, «только в течение 3 дней после отправки текста».
Самое главное тут – чтобы новые правки не имели «обратной силы», а то вам придётся переделывать все тексты, которые вы написали до этого за полгода.
И, кстати, вообще-то правки – лишь попытка «подвинуть» текст ближе к изначальному заданию. Само оно никогда не может меняться. Иначе это новая работа. И новая зарплата.
2. О вкусах не спорят
«Не «элегантный», а «изящный»! Не «великолепный», а «прекрасный»! Не «магазин», а «точка продаж»! Поправьте!»
Что будете делать?
- Изо всех сих доказывать, что это синонимы, и ваш вариант ничем не хуже.
- Молча сделаете так, как просит заказчик.
Если бы я всегда шёл по первому пути, то, боюсь, у меня бы ничего не вышло в профессии. На то он и заказчик, чтобы «заказывать музыку». Со временем я выучу все его любимые слова и те, которые «ни в коем случае нельзя употреблять», и правки начнут испаряться.
Да, у другого заказчика всё будет ровно наоборот. Одному нравится шоколадный пломбир, другому – клубничное эскимо. Это нормально.
3. Правки должны испаряться!
Когда я в первый раз отправляю текст новому заказчику, то знаю, что придётся целый час сидеть над правками. Всегда. Но на третий раз я уже уверен, что достаточно будет поменять пару слов. А через полгода правки вызывают удивление и бывают 1 раз на сотню текстов. Ведь я уже всё изучил до-ско-наль-но!
А если правок не становится меньше? Тогда, скорее всего, вы с этим заказчиком просто не подходите друг другу. И лучше бы вам обоим поискать кого-то ещё, а не продлевать взаимные мучения до бесконечности.
«Дорогой клиент, отправляю вам текст, посмотрите. Буду готов оперативно внести правки, если вы заметите там любые недочёты, неточности и ошибки».
Лучше отрежьте второе предложение, отправьте только первое. Не стоит намекать, что у вас могут быть недочёты и ошибки. Держите себя так, как будто их вообще нет на свете.
Ну а чтобы они не лезли в нашу идеальную реальность, не забываем про фактчекинг и всегда внимательно вычитываем текст перед сдачей.