«Итак, минуту назад я закончил писать текст. Через 5 минут отправлю его клиенту».

Так мыслит копирайтер-новичок. Более опытный прекрасно знает: только что написанный текст – это, каким бы хорошим он ни был, «сырая заготовка». И её обязательно нужно «подсушить» ­– пару раз перечитать, чтобы всё проверить и довести до идеала.

Что конкретно стоит сделать, чтобы потенциально хороший текст стал настоящим шедевром и «засиял»?

Предлагаю 5 полезных советов.

  1. Вычитываем на ошибки

Те, кто проходил мой курс «Настоящий копирайтер», знают, что я выделяю целых 8 уровней дефектов текста, из которых орфография и пунктуация – только первые 4. Но даже если не копать так глубоко, надо неторопливо пройтись по тексту «глазами», не доверяя никаким программам и сервисам. Ведь они в половине случаев не увидят, что вместо «поэтому» написано «по этому», и уж точно не заметят, когда вместо «ручка» стоит «тучка». Ведь слово-то в языке есть.

Каждый раз самостоятельно выискиваем в тексте ошибки и опечатки!

  1. Отжимаем воду

Так называемая вода – это сумма всех тех словесных конструкций, которые при желании создавший текст автор может просто взять и вычеркнуть из написанного им ранее текста безо всякой, в принципе, утраты содержащегося там смысла.

А теперь отожмём: вода – это всё то, что можно вычеркнуть из текста без ущерба для него.

Водой может быть любое слово, предложение и даже абзац. Но в первую очередь смотрим на следующее:

  1. Вводные конструкции: разумеется, так сказать, нельзя не заметить, трудно не согласиться, вызывает большой интерес следующий факт.
  1. Бессмысленные усилители: *очень* важно, *значительное* ускорение, *огромная* выгода, *чрезвычайно* заметная проблема. Если из 10 проблем одна у вас действительно «очень» важная, то оставьте. Но не надо называть каждое затруднение «крайне существенным», а каждый вопрос «чрезвычайно важным». Тем более не следует переигрывать с этим в продающих текстах. «Невероятно выгодные условия нашей супер-акции» – это пшик. Напишите просто: «3 коктейля по цене 2», и пусть читатель сам решает: это невероятно выгодные условия или средневыгодные.
  1. Логические связки. «Во-первых», «во-вторых», «в-третьих» в письменной речи меняются на список. «Таким образом», «итак», «а следовательно» почти всегда можно опустить. «Как уже говорилось выше» и «о чём ещё пойдёт речь ниже» не требуются, если текст имеет логичную структуру.   

На один лист текста можно использовать 1-2 таких связки. Но не в каждом предложении.

  1. Слова и конструкции, не несущие смысла. Это и почти безобидное «сегодня», и «в настоящее время», и «всё большую популярность начинает приобретать следующее явление». Избавляемся от:
  • Составных сказуемых.
  • Модальных глаголов: «может работать» вместо «работает».
  • Страдательных залогов: «нами были приобретены» вместо «мы купили»
  • Отглагольных существительных: осуществление, приобретение.

Сделав всё это, полезно ещё раз пробежаться по тексту и посмотреть, нельзя ли что-то дополнительно упростить. Бывает так, что 10 слов («было принято решение провести мероприятия по закупке дополнительной партии лимонов») можно превратить в 3-4 («мы купим ещё лимонов»).

Для этой проверки можно использовать полезные сервисы, например Главред. Но без фанатизма.

  1. Проверяем пользу

Чтобы текст имел смысл, надо работать над этим ещё на этапе составления плана. Заранее прикинуть: что интересно читателю, какие факты будут ему полезны, а что он уже и так знает.

Когда всё написано, не помешает подумать, где ещё можно добавить полезные факты. Как минимум – вместо «кое-где», «несколько», «в прошлом» и «некоторые считают» указать конкретные города, числа, годы и фамилии. К тому же, узнав, кто конкретно что считает по вашему вопросу, вы увидите мнения экспертов, которые сильно расширят ваш кругозор. А значит ­– и содержание текста.

  1. Форматируем текст

Как всё правильно выровнять, какой шрифт выбрать и сколько должно быть подзаголовков – это отдельная тема. Но надо потрудиться, чтобы текст выглядел красиво, содержал яркие картинки и был приятен для глаз.

  1. Даём своему шедевру отлежаться

Просто погуляйте пару часов, прежде чем внести финальные правки. За это время ваш мозг отдохнёт, и вы увидите те недочёты, которые упустили бы, засев за редактирование сразу.

Хороший копирайтер в курсе, что само написание текста – не более 40% работы над ним, а ещё по 30% приходится на планирование и редактирование.

А значит, чем больше энергии будет потрачено на этих двух этапах, тем лучше станет результат.