«Итак, минуту назад я закончил писать текст. Через 5 минут отправлю его клиенту».
Так мыслит копирайтер-новичок. Более опытный прекрасно знает: только что написанный текст – это, каким бы хорошим он ни был, «сырая заготовка». И её обязательно нужно «подсушить» – пару раз перечитать, чтобы всё проверить и довести до идеала.
Что конкретно стоит сделать, чтобы потенциально хороший текст стал настоящим шедевром и «засиял»?
Предлагаю 5 полезных советов.
-
Вычитываем на ошибки
Те, кто проходил мой курс «Настоящий копирайтер», знают, что я выделяю целых 8 уровней дефектов текста, из которых орфография и пунктуация – только первые 4. Но даже если не копать так глубоко, надо неторопливо пройтись по тексту «глазами», не доверяя никаким программам и сервисам. Ведь они в половине случаев не увидят, что вместо «поэтому» написано «по этому», и уж точно не заметят, когда вместо «ручка» стоит «тучка». Ведь слово-то в языке есть.
Каждый раз самостоятельно выискиваем в тексте ошибки и опечатки!
-
Отжимаем воду
Так называемая вода – это сумма всех тех словесных конструкций, которые при желании создавший текст автор может просто взять и вычеркнуть из написанного им ранее текста безо всякой, в принципе, утраты содержащегося там смысла.
А теперь отожмём: вода – это всё то, что можно вычеркнуть из текста без ущерба для него.
Водой может быть любое слово, предложение и даже абзац. Но в первую очередь смотрим на следующее:
- Вводные конструкции: разумеется, так сказать, нельзя не заметить, трудно не согласиться, вызывает большой интерес следующий факт.
- Бессмысленные усилители: *очень* важно, *значительное* ускорение, *огромная* выгода, *чрезвычайно* заметная проблема. Если из 10 проблем одна у вас действительно «очень» важная, то оставьте. Но не надо называть каждое затруднение «крайне существенным», а каждый вопрос «чрезвычайно важным». Тем более не следует переигрывать с этим в продающих текстах. «Невероятно выгодные условия нашей супер-акции» – это пшик. Напишите просто: «3 коктейля по цене 2», и пусть читатель сам решает: это невероятно выгодные условия или средневыгодные.
- Логические связки. «Во-первых», «во-вторых», «в-третьих» в письменной речи меняются на список. «Таким образом», «итак», «а следовательно» почти всегда можно опустить. «Как уже говорилось выше» и «о чём ещё пойдёт речь ниже» не требуются, если текст имеет логичную структуру.
На один лист текста можно использовать 1-2 таких связки. Но не в каждом предложении.
- Слова и конструкции, не несущие смысла. Это и почти безобидное «сегодня», и «в настоящее время», и «всё большую популярность начинает приобретать следующее явление». Избавляемся от:
- Составных сказуемых.
- Модальных глаголов: «может работать» вместо «работает».
- Страдательных залогов: «нами были приобретены» вместо «мы купили»
- Отглагольных существительных: осуществление, приобретение.
Сделав всё это, полезно ещё раз пробежаться по тексту и посмотреть, нельзя ли что-то дополнительно упростить. Бывает так, что 10 слов («было принято решение провести мероприятия по закупке дополнительной партии лимонов») можно превратить в 3-4 («мы купим ещё лимонов»).
Для этой проверки можно использовать полезные сервисы, например Главред. Но без фанатизма.
-
Проверяем пользу
Чтобы текст имел смысл, надо работать над этим ещё на этапе составления плана. Заранее прикинуть: что интересно читателю, какие факты будут ему полезны, а что он уже и так знает.
Когда всё написано, не помешает подумать, где ещё можно добавить полезные факты. Как минимум – вместо «кое-где», «несколько», «в прошлом» и «некоторые считают» указать конкретные города, числа, годы и фамилии. К тому же, узнав, кто конкретно что считает по вашему вопросу, вы увидите мнения экспертов, которые сильно расширят ваш кругозор. А значит – и содержание текста.
-
Форматируем текст
Как всё правильно выровнять, какой шрифт выбрать и сколько должно быть подзаголовков – это отдельная тема. Но надо потрудиться, чтобы текст выглядел красиво, содержал яркие картинки и был приятен для глаз.
-
Даём своему шедевру отлежаться
Просто погуляйте пару часов, прежде чем внести финальные правки. За это время ваш мозг отдохнёт, и вы увидите те недочёты, которые упустили бы, засев за редактирование сразу.
Хороший копирайтер в курсе, что само написание текста – не более 40% работы над ним, а ещё по 30% приходится на планирование и редактирование.
А значит, чем больше энергии будет потрачено на этих двух этапах, тем лучше станет результат.