«Какое интервью? Это же журналистский жанр, а совсем не копирайтерский! Дело копирайтера – искать информацию, используя в основном Википедию!»

Как вы понимаете, в реальности дело обстоит не совсем так. Писать можно, опираясь на разную информацию. Например, на ту, которую вы «накопали» на сайтах разных коммерческих компаний (вот только кто её туда выложил?) Или на форумах (вот только кто написал всё то, что вы читаете?)

Информации в таких источниках – целое море. Другое дело – если есть цель повысить её качество, достоверность и экспертный уровень.

В последнее время замечаю, что всё больше выхожу за грань «типичного копирайтинга» и рассказываю о тех вещах, которые стандартному «писаке» знать не обязательно.

Тем, кто осознал, что знание таких вещей очень помогает повысить свой профессионализм и выйти на новый уровень по расценкам, спешу рассказать, в каких случаях вообще нужно интервью:

  • Вы используете мнение эксперта как часть своей статьи («экспертный врез»).
  • Вы пишете всю статью, ориентируясь на идеи, которые вам набросал эксперт.
  • Вы делаете интервью «в чистом виде» (формат «вопрос-ответ»).

Могу сказать из опыта: брать интервью обычно очень интересно. А заплатить за статью на его основе могут до 5-10 раз больше, чем за текст, написанный на основе Википедии.

Итак, как же брать интервью, не выходя (как правило) из дома?

  1. Решите, с кем будете работать

Найти экспертов – на первый взгляд, самое сложное.

Прекрасно помню, как лет 15 назад бегал по городу и искал, кто мог бы стать экспертом в теме продажи солнцезащитных очков. Тогда я как-то «разрулил ситуацию», используя двух симпатичных продавщиц в отделах оптики, однако более правильным будет следующий подход:

Уточните у своего клиента, кого бы он мог посоветовать. Часто у него имеются эксперты, контакты с которыми уже налажены.

Прошерстите блоги, которые ведутся по данным темам, и попробуйте «окучить» их авторов. Не забывая проверять, кто эти люди и как давно они в своей теме.

Общих принципов тут два:

а) Прикрывайтесь, как щитом, именем клиента – например, маркетингового агентства или онлайн-издания. Обещайте пиар и упоминание на страницах клиентского ресурса.

Бояться не надо: на каждом уровне вы спокойно найдёте своих экспертов. Владелец Apple вряд ли захочет давать интервью для издания «Гадюкинская правда», но с удовольствием пообщается с интервьюером Forbes. Так же и федеральный министр юриспруденции с трудом найдёт время для блога, в котором 500 подписчиков, а вот адвокат с 3-месячной практикой будет рад там «засветиться».

б) Если вам отказали, спросите, к кому ещё вы бы могли обратиться. Все министры и директора легко дают контакты своих замов или партнёров, так что вы не успеете устать, как уже найдёте нужного человека.

  1. Выберите формат интервью

Когда вы можете «поймать» человека в скайпе и пообщаться по видеосвязи, от всей души советую этот вариант. Если вы просто отправите список вопросов по почте, эксперт может потратить всего 5-10 минут на ответы, и они будут весьма короткими. А вот по видеосвязи некоторые способны болтать часами – их просто «уносит». И это поможет вам набрать много материала.

Да и вообще такое общение максимально близко к живому: помогает почувствовать человека, ощутить его экспертность, на некоторое время погрузиться в его стихию, будь то инвестирование или строительство небоскрёбов. Нередко получаешь огромный заряд мотивации и энтузиазма, которые дороже любых денег.

  1. Подготовьтесь информационно

Ну хоть немного. Узнайте как можно больше об эксперте (если он не звезда рунета и Википедия не помогает, предварительно узнайте биографию у него самого). А также прочитайте не менее 10 статей по теме инвестирования или строительства, особое внимание уделяя острым и актуальным проблемам в этих отраслях.

  1. Составьте список вопросов

3 совета:

а) Нет односложным ответам. «А вы правда тот самый футболист, который забил решающий гол на прошлом ЧМ, растит двух сыновей и в свободное время играет на скрипке»? Футболист кивнул – и вопрос себя изжил. Не успеете оглянуться, как иссякнете.

б) Нет общим вопросам. Спросили «Как вы оцениваете сегодняшнее состояние в сфере юридических услуг?» – и всем захотелось спать. Больше конкретики и эмоций:

  • Какой типичный портрет вашего клиента и что его беспокоит?
  • Если бы вы вернулись на 10 лет назад, каких ошибок вы бы не допустили?
  • Что вы посоветуете молодому адвокату, который только вчера закончил вуз?

в) Плавные переходы. Каждый вопрос, записанный у вас на бумажке, лишь задаёт новую тему. Пока респондент на него отвечает, придумайте пару незапланированных вопросов в зависимости от того, в какую степь его несёт.

Рассчитывайте и то, что впереди «маячит» следующий плановый вопрос.

Например, футболист рассказывает, как он тренируется перед матчами по 19 часов в сутки, а впереди у вас тема про скрипку. Вот и спросите: «А как вы расслабляетесь?»

Чтобы интервью прошло успешно, не забудьте уточнить, для кого ваш собеседник «вещает»: для таких же экспертов, как он, или для людей, которые «просто слышали» что-то о его теме.

Но самое главное в интервью – спокойно общаться «не по шаблону», искренне интересоваться темой, даже если вы вообще ничего в этом не понимаете.

Однако если вы немного разобрались, то и говорить с вами будет интереснее, и беседа получится куда содержательнее.