«За распил одного бревна платят 100 рублей. Значит, чтобы увеличить свой доход в 10 раз, нужно пилить в 10 раз больше».

Давайте честно: кого радует такой метод повышения заработка? Никого!

Можно ли как-то по-другому? Да, можно! Несколько лет назад я почти каждый день набивал 20-30 тысяч знаков. Сейчас у меня столько не выходит и в неделю.

А что с доходом? Вырос в 2-3 раза.

Как же так бывает? Очень просто! Ведь копирайтера кормит не только клавиатура, есть и другие инструменты, которые делают тексты намного дороже без увеличения объёма. В том числе, надо знать, как проводить фактчекинг. Если по-русски – это тщательная проверка информации.

Зачем нужен фактчекинг?

«По словам финансового директора АO «AOO» Сергея Иванова, выручка компании в этом году составила 7 млн рублей».

Вот я написал такое предложение. Что в нём надо проверить, прежде чем сдать текст? Только ли запятую в середине?

— Вы написали «финансового», а это генеральный директор! 30 лет у руля компании! Он прочитал ваш текст и написал мне, что очень обиделся!

— Не АО, а ООО! Не «АОО», а «ООА»! Внимательнее!

— Не Сергей Иванов, а Иван Сергеев! Он ещё раз мне звонил. Он в ярости!

— Вы выручку от прибыли отличаете? У них прибыль 7, а выручка почти 90!

— И не миллионов, а миллиардов!!! Это международная компания, а не закусочная!

Даже сто пропущенных запятых не вызовут такой огненной критики, как перепутанные факты. За грамматические ошибки копирайтера в лучшем случае отругает редактор (при наличии такового). Фактические могут вызвать целую бурю. Если это крупное СМИ или серьёзный корпоративный портал, компания может потерять репутацию. А копирайтер, не знающий, как проводить фактчекинг – вылететь оттуда в два счёта.

Даже за всего одну ошибку!

Плохой фактчекинг — одна из главных причин клиентского гнева.

Спойлер: вас не возьмут в крупное СМИ или на серьёзный корпоративный портал, пока вы не перестанете путать 100 и 1000, грамм и килограмм. И на производство динамита тоже не возьмут.

Как проводить фактчекинг правильно?

Да ничего сложного!

Смотрим, откуда мы берём факты

Предположим, мы пишем на строительную тематику. Всё, что размещено на сайтах Минстроя, используем смело. Информацию из крупных СМИ, например «Коммерсант», тоже.

То, что написано в личном блоге дяди Васи, читаем очень скептически. Он мог и не знать, как проводить фактчекинг. Мог сто раз перепутать грамм и килограмм, и ему за это ничего не будет! Он мог вообще выдумать всё то, что там написал. А мы просто пустим это «утку» дальше. Именно так рождаются фейки.

Лучше всего открыть десяток разных источников и сравнить их между собой. Так шанс ошибиться намного меньше.

И конечно, проверяем, чтобы статья о росте мирового туризма, которую вы берёте за источник, была датирована не 2017 годом. А то не очень актуально получится. 

Даём ссылки

Ссылка – это щит. Если я взял информацию с сайта Минстроя, а там перепутан миллион и миллиард, то я защищён. Главное – не забыть потом, откуда я что взял.

Ссылаться можно на сайты, на СМИ или на людей. На того же самого директора Сергеева. Вот только не надо таинственных «британских учёных», «признанных экспертов», «проверенных источников». Чётко пишем имена и названия.

Ссылка на источник защищает копирайтера, поэтому не забываем её ставить.

Делаем точечную проверку

После того, как я проверил свой текст на грамотность, делается ещё одна проверка – на факты.

Опечатка может быть в любом месте, а вот фактическая ошибка обычно в «контрольных точках»:

  • Дата и время.
  • Название компании, мероприятия.
  • Должность.
  • Всевозможные цифры.
  • Термины (их важно не путать).

Не спорю – такие проверки занудные, неинтересные, порой тратят много времени. Но их ценность несомненна. Копирайтер, знающий, как проводить фактчекинг, не только спасает свою голову от множества молний, но и повышает статус, репутацию и доход.