— Давайте обсудим условия нашего проекта.
— Что ж, давайте.
В такие моменты я всегда немного напрягаюсь. Помимо основных условий – объем работы и размер оплаты – нередко в наше сотрудничество пытается просочиться что-то из-того, что я крайне не люблю.
Крайне удивлюсь, если и вы это любите.
1. Частые созвоны
Свято уверен в том, что «совещания – лучшая альтернатива работе». К счастью, на моем сегодняшнем главном проекте открыто заявляется: «У нас очень дорогие человеко-часы. Если вы собираете длительное совещание с большим числом участников, чтобы просто потрещать, то вы фактически вор».
Не спорю, иногда созвониться полезно. Но лучшие созвоны:
- один на один (никто не «присутствует» там мертвым грузом)
- заканчиваются сразу, как только больше нечего сказать
- нерегулярные (давай я тебя наберу, покажу, как работает вот эта программа)
Что касается регулярных созвонов с участием многих людей – они, как правило, бесполезны и даже вредны. Если они бывают раз в месяц – примем как неизбежное зло. Если каждый день – это повод отказаться от работы вообще.
2. Голосовые сообщения
«Быстрый тест на то, уместно ли будет отправить голосовое сообщение.
Вопрос 1. Вам оторвало руки?
Да – уместно. Нет – неуместно».
По моим наблюдениям, «голосовухи» не любит никто. Они означают, что у отправителя вроде как нет времени, а у адресата вроде как есть. Если отправитель действительно на конференции или за рулем – это куда ни шло. Если же он сидит за точно таким же компьютером, что и я, и шлет голосовые чаще чем раз в неделю, это очень раздражает.
Конечно, сегодня есть функция авторасшифровки, вот только она нередко вместо «надо ускориться» пишет «Наде ус колется». И слушать все равно приходится самому.
3. Согласования
Это если результат вашей работы сначала должен пройти «ближайшего босса», а потом он уйдет к «главному боссу». Как правило, это означает бесконечные правки каждого текста.
Причем нередко «главный босс» сразу одобрил бы мой текст. Но увы – у него есть помощник, которому не нравятся все слова на буквы Б, Н и Т. Поэтому он каждый раз под микроскопом рассматриваем мой текст и требует поменять «быстро» на «стремительно»…
Нормальная ситуация – когда либо «главный босс» непосредственно читает ваш текст, либо он делегирует своему помощнику право его оценивать и сам ничего не читает, а лишь дает тому указания «в целом».
4. Работа в офисе
Помню-помню случай, когда мы договорились с новым заказчиком о том, что он берет меня на должность главного редактора. Меня устроило всё – и задачи, и загрузка, и зарплата. Я был готов начать уже завтра. И тут он мне выдает: «Мы через неделю откроем в Нижнем офис, вот и будешь туда ездить!»
Конечно, я тут же отказался и посоветовал ему на будущее сразу писать в вакансии, что работа в офисе. И выделять это самым крупным шрифтом. Для человека, привыкшего к удаленке, это настолько же неприемлемо, как для потенциального кассира узнать, что магазин расположен не в родной Москве, а в Таджикистане.
И, кстати, я так и не получил от него ответ на вопрос, «а зачем копирайтеру/редактору каждый день тратить время на дорогу, чтобы приехать к точно такому же компьютеру?»
5. Белая зарплата
Неожиданно, да? Ведь принято считать, что это «стабильность» и «по-настоящему». Я работал на белой зарплате всего пару раз и заметил целый ряд недостатков:
1. Куча бюрократии. Заявления, всякие соглашения, походы на почту. А как вы хотели? Ведь «электронный документооборот – это когда ты отправляешь мне письмо через Почту России, а дополнительно кидаешь в Телеграм фото».
2. Доход ниже заявленного. «Ну так это за вычетом налогов, пенсионных отчислений, пожертвований в пользу голодных котят». Всё бы замечательно, но не покидает ощущение, что меня где-то нагрели.
На самозанятости, например, налог всего 6%. Так зачем мне платить 13% на «белой»? Ну а пенсионный возраст в России для мужчин 65 лет, а средняя продолжительность их жизни – 67 лет. Так что уж лучше котятам…
Вообще же, оформляясь «по-белому», сразу объясните работодателю, что вы хотите 70 тысяч ПОСЛЕ всех возможных вычетов и удержаний. А еще – что бравировать свой «белой зарплатой» он, конечно, может, но не все видят причины разделять его восторг.
6. Шпионские устройства
Никому не нравится ревнивый партнер – а уж «ревнивый» работодатель тем более.
«Мы должны быть уверены, что вы работаете только с нашей компанией и не занимаетесь ничем другим в то время, которое мы вам оплачиваем».
Услышав такое, уже можно бежать. Потому что:
1. В последние лет 5 я ВСЕГДА работал на 2-3 проектах параллельно. Некоторые из них наивно считали себя «единственными». На других мне честно говорили: «нам все равно, где ты там еще работаешь, лишь бы поставленные задачи успевал делать».
2. Я ВСЕГДА успевал делать все задачи на всех проектах, которые брал.
3. НИ ОДИН из этих проектов не мог загрузить меня работой не то что на 8 часов в день, а даже и на 4. Ну кто виноват, что я делаю все настолько быстро?
«Если у тебя останется свободное время, будешь помогать ленивым коллегам, читать историю нашей компании и школьные сочинения нашего директора. А чтобы мы видели, чем ты там занимаешься, поставь на компьютер программу, которая будет периодически фоткать экран и тебя».
Даже не помню, когда я еще был в такой ярости. По-моему, я настолько растерял все слова, что просто сказал «до свидания» и сразу выключил связь.
Ведь если клиент мне доверяет, она никогда не предложит поставить следящее устройство. А если не доверяет, зачем тогда мы вообще друг другу нужны?!
Желаю каждому из нас такой работы, формат которой будет вызывать максимум позитива. И никогда не соглашайтесь на условия, от которых пахнет абсурдом, дискомфортом или неуважением.