«Здравствуйте, дорогой клиент. Надеюсь, вы меня не забыли: я вам 10 месяцев назад писал статью про вилочный погрузчик. Как поживаете вы? Как поживает погрузчик? Не нужно ли вам еще что-нибудь написать?»

Много раз слышал от своих коллег совет: вести базу прежних клиентов, чтобы периодически писать им такие письма. Лет 5 назад у меня катастрофически не было заказов, так что я с воодушевлением принялся за дело, проведя полную «опись» всех, с кем когда-то имел дело.

Результат? Нулевой. Тогда я был неприятно удивлен, а сейчас понял, что все вполне логично.

Давайте для наглядности перевернем ситуацию. В 2021 году я обращался к мастеру стиральных машин, заправщику принтеров и риелтору. Предположим, завтра они мне все позвонят:

— Алло, как ваши дела? Как машинка? Стирает? Проблем нет? Может, мне приехать посмотреть на нее? А может, вы вторую машинку покупаете? Или ваша сестра? Брат? Сват? Нет? Ну если что, звоните.

— У вашего принтера краска не кончилась? Жаль. Больше печатайте! А может, у вас в доме еще что-нибудь надо краской заправить?

— Вы квартиру вашу продать не собираетесь? Что, только обставили? А новую купить? Что, кредит еще не закрыли? А как насчет свата? Ладно, до свидания.

Абсурд же. Очевидно, что если мне что-то вдруг понадобится, я позвоню САМ. Кстати, мне случалось отправлять к своему риелтору «сватов и сестер». Но опять же – в тот момент, когда такие услуги понадобилось ИМ. А так я сегодня ничем не могу помочь мастеру стиральных машин – и надеюсь, еще долго не смогу.

Вот именно поэтому клиент, который год назад заказывал у меня текст о погрузчике, скорее всего, не нуждается сейчас в моих услугах. Иначе сам бы позвонил.

Но кто бы спорил: если вы напишете 100 людям, с которыми работали ранее, у кого-то из них найдется для вас работа. Кстати, если вы напишете 100 случайным людям – скорее всего, тоже. И тем не менее, делать так я не призываю. Почему?

Сами всё предложат

Серьезно – никогда ничего не просите. У состоявшегося специалиста нет проблемы с клиентами. Хороший риелтор всегда по уши завален продавцами и покупателями. Если я иду «просить заказы», то тем самым расписываюсь, что я «почти состоявшийся специалист».

«Центры заказов» – это другое

Однако есть люди, которым написать можно. Но это не представители компаний, с которыми я ранее сотрудничал, а некие «посредники». Например, рекламные агентства, которые делают сайты «под ключ»: тексты, дизайн, верстка. У них работа есть всегда. И если я раньше делал им тексты, вполне уместно спросить, нет ли работы сейчас. Они ведь не знают, свободен я или нет. 

Сюда же относим и всех своих коллег: копирайтеров, дизайнеров. Они часто не прочь поделиться своими заказами, если не хватает времени или клиент пришелся «не в тему».

Но лучше ищите сами

Пока вы обходите свое «кладбище проектов», где-то есть вполне «живые» клиенты, которые ищут копирайтера прямо сейчас. Может, бежим к ним?

И еще кое-что. В последний месяц ко мне очень часто приходят люди через «сарафанное радио».

— Сделаете описания кованых оград?

— Мы запускаем онлайн-курс по дизайну, поддержите постами?

— Нашему автосервису нужны тексты для сайта.

— Оказываем геодезические услуги, ищем копирайтера на лендинг.

Мне очень приятно, что люди приходят сами, да еще и по рекомендациям. Вот только ВСЕ ЭТИ ТЕМЫ НИ РАЗУ НЕ МОИ.

И что делать?

  • отказывать сразу
  • тратить десятки часов, погружаясь в тему (не стоит того – потом автосервис уйдет, придет ветклиника)
  • изображать, что я могу дать нужное качество в этой теме, хотя вообще-то не могу

Вот почему в последнее время я все больше ищу заказы через сайты поиска вакансий – и всем советую. Подав свое резюме на проект финансовой тематики, я и оглянуться не успеваю, как уже оказываюсь в команде. Неудивительно: это моя главная тема, и я могу показать сотни текстов в портфолио.

Конечно, прежнему клиенту вполне можно написать: в принципе, ничего не потеряете. Но лучше поискать новый проект. И чем лучше вы представляете, какой он должен быть, тем больше шансов на успех.