«Хороший специалист всегда на связи с клиентом! Днём и ночью, в пятницу и в воскресенье он готов принять звонок или видеовызов, детально обсудить все вопросы. Хороший копирайтер никогда не ест, не спит, не ходит гулять, не имеет хобби и никаких других дел, кроме как с обожаемым клиентом Петровым».

Многие заказчики считают именно так. Но я скажу иначе: хорошему копирайтеру не так уж нужен обожаемый клиент Петров, который звонит в 2 часа ночи. У него (хорошего копирайтера) есть много других вменяемых клиентов и важных дел. Поэтому клиенту, увы, порой придется подождать.   

Но что же тогда – брать трубку только по настроению? Как сохранить свою профессиональную зону комфорта и при этом не прослыть безответственным?

Расскажу, на что ориентируюсь я.

Нужен ли мне этот клиент?

«Не нравлюсь? Скажи сразу, не надо «мариновать» и «динамить». Если прямо сейчас у меня нет времени и желания заниматься именно этим проектом вот по такой цене, я просто ссылаюсь на высокую загруженность и/или предлагаю заказчику своих учеников. Представляйте, какой у вас лимит по числу одновременных клиентов. Каждый из новых будет захватывать дополнительную частичку свободного времени – и не всегда он угадает, когда вы готовы с ним общаться.

Должен ли я прямо сейчас отвечать?

Тут всё просто: с 9 до 18 часов – «да», после – уже «нет». Я сообщаю об этом сразу. Если кто-то не понимает, единственный выход – переучивать.

Платит ли клиент за то, чтобы я всегда был на связи?

Если я в проекте «на постоянке» и получаю за свое участие в нем от 40 тысяч рублей в месяц, то придется признать, что платит – и каждый раз брать трубку. В рабочее время, разумеется. Те, кто делают разовые заказы по 2-3 тысячи рублей за текст, могут рассчитывать, что я обязательно перезвоню, когда освобожусь.

Действительно ли нужны созвоны?

Из всех способов взаимодействия звонки я люблю меньше всего. В большинстве случаев лучше перевести всё в формат переписки. Заодно и не потеряется информация, о чем же мы договорились. Если клиенту проще голосом, пусть шлет голосовые сообщения. Ведь в большинстве случаев – например, если он описывает возможности своего товара – мне даже не требуется ничего отвечать, достаточно принять к сведению, когда я начну писать ему текст.

А если клиент сам не на связи?

О, это они любят. Вызванивать меня весь вечер, уверять, что дело не терпит до завтра, пообещать с утра срочно прислать исходники для текста, а потом 27 дней подряд говорить «завтра» – классика жанра. Что делать? Тут все просто:

  • Упорно держать свои границы. Единственная причина «ночных авралов» – неумение организовать работу. Клиент не владеет этим древним мастерством? Помогайте!
  • Спокойно ждать. Клиенту всегда нужнее, чем мне. Если он не готов прямо сейчас запустить сайт или заказать текст, я никак его не ускорю. Когда «созреет» – напишет сам.

В целом я уверен, что копирайтер, как и любой другой человек, не только может, но и обязан отойти от телефона и компьютера, когда заканчивается рабочий день. Ведь как сегодня отдохнешь – так завтра и поработаешь.