«Итак, я только что закончил писать текст. Затратил на него целых 9 часов. Уникальность 100%. Переслал другу – он сказал, что текст очень крутой! Заказчик принял, сказал «спасибо».
Всё бы хорошо, но это еще не означает, что написанный вами текст качественный и хороший.
Как отличить реальность от своих иллюзий? Ведь если этого не сделать, то можно годами стоять на одной и той же низкой ступени и не расти профессионально. А это скажется и на доходе, и на количестве удовольствия от работы.
Зачеркните все лишние слова
В этом частично помогут сервисы типа Главред, но лучше вручную.
Многие (люди) согласны (с мнением о том), что (значительное) уменьшение числа (избыточных) слов в (написанном) тексте (существенно) упростит (читателю его) прочтение.
Верная примета: если в каждой строчке есть такое слово, потолок профессионального роста еще не пробит.
Подчеркните информацию, которую вы не знали, пока не начали работать с текстом
Зачастую это просто добыча радия, по Маяковскому: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Горят целые абзацы:
- «Многие раздумывают над тем, не уехать ли жить за границу. Но с чего же начать?»
- «Итак, вы решились открыть кафе. Помните, однако, что если вы допустите ошибки, то это может дорого вам обойтись…».
- «Пенсионеры не очень довольны подорожанием продуктов. Ведь теперь их можно купить меньше на ту же самую пенсию».
Тонны шлака. И вдруг где-нибудь – ну надо же! – выскакивает самородок.
- «Обратите внимание на страны, в которые легко получить визу».
- «Если у вас нет опыта в ресторанном бизнесе, сотрудники вашего кафе украдут даже ваши штаны».
- «Правительство проиндексирует пенсии со следующего месяца на 8%».
Проведите учет «самородков». Сравните с количеством зачеркнутых слов. Сделайте выводы.
Проверьте факты
Про фактчекинг у меня есть отдельная статья. Проверьте, откуда взяты данные и цифры. А если их маловато – может, стоит добавить? Превратив безликое «большинство россиян» в четкое «74%», вы (дополнительно) повышаете качество (вашей) статьи.
Оцените структуру
«Простыню» текста обычно ругают за то, что глаза читателя напрягаются. Но если бы только это. У нее, скорее всего, хромает ещё и логика мысли. Ведь если передо мной во все стороны ровное полотно, то я могу накидывать любые мысли в любом порядке – отвлекаться, возвращаться, забегать вперед и вообще порой забывать, о чем мы тут говорим.
Для того и придумали деление.
- 1 предложение – 1 простая мысль.
- 1 абзац – 1 составная мысль.
- 1 подзаголовок – 1 микротема.
- 1 текст – 1 тема.
Проверяя структуру, можно даже не читать сам текст. Обойдемся подзаголовками.
Предположим, мой шедевр называется: «Как сохранить деньги в кризис?
Подзаголовки:
- История кризисов в Европе и России с 1800 года.
- Банковский вклад вам не поможет.
- Топ-5 банков с самыми выгодными вкладами.
- Сколько обычно длится кризис?
Не читая можно сказать, что 1+4 – это краааайне затянутое вступление, 2 и 3 противоречат друг другу, а несуществующие 5-10 должны рассказать, какие еще есть способы, помимо вклада.
Выложить на сайт и собрать отзывы
Это самый жесткий способ. Но зато честный. Я всегда настаиваю, чтобы мой клиент открывал комментарии для всех моих текстов.
- Многабукв, ниасилил.
- Скукота, ни о чем.
- У вас написано 5.8 млн тонн пшеницы, а на сайте Минсельхоза 6.8 млн.
- У автора есть своя позиция?
- Мне обещали в заголовке рассказать, где хранить деньги, а в статье об этом ни слова.
На первый взгляд неприятно. Но если вы ищете точки роста для своего текста, то вам такие отзывы будут слаще любой пастилы.
Ну и наконец, мини-акция. Все, кто пришлет мне свои тексты до 31 марта включительно, получат разбор бесплатно. Надеюсь, мои 11 лет ежедневного копирайтинга пойдут на пользу вашему профессиональному росту. Присылать можно через форму сайта.