«Итак, я только что закончил писать текст. Затратил на него целых 9 часов. Уникальность 100%. Переслал другу – он сказал, что текст очень крутой! Заказчик принял, сказал «спасибо».

Всё бы хорошо, но это еще не означает, что написанный вами текст качественный и хороший.

Как отличить реальность от своих иллюзий? Ведь если этого не сделать, то можно годами стоять на одной и той же низкой ступени и не расти профессионально. А это скажется и на доходе, и на количестве удовольствия от работы.

Зачеркните все лишние слова

В этом частично помогут сервисы типа Главред, но лучше вручную.

Многие (люди) согласны (с мнением о том), что (значительное) уменьшение числа (избыточных) слов в (написанном) тексте (существенно) упростит (читателю его) прочтение.

Верная примета: если в каждой строчке есть такое слово, потолок профессионального роста еще не пробит.

Подчеркните информацию, которую вы не знали, пока не начали работать с текстом

Зачастую это просто добыча радия, по Маяковскому: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Горят целые абзацы:

  • «Многие раздумывают над тем, не уехать ли жить за границу. Но с чего же начать?»
  • «Итак, вы решились открыть кафе. Помните, однако, что если вы допустите ошибки, то это может дорого вам обойтись…».
  • «Пенсионеры не очень довольны подорожанием продуктов. Ведь теперь их можно купить меньше на ту же самую пенсию».

Тонны шлака. И вдруг где-нибудь – ну надо же! – выскакивает самородок.

  • «Обратите внимание на страны, в которые легко получить визу».
  • «Если у вас нет опыта в ресторанном бизнесе, сотрудники вашего кафе украдут даже ваши штаны».
  • «Правительство проиндексирует пенсии со следующего месяца на 8%».

Проведите учет «самородков». Сравните с количеством зачеркнутых слов. Сделайте выводы.

Проверьте факты

Про фактчекинг у меня есть отдельная статья. Проверьте, откуда взяты данные и цифры. А если их маловато – может, стоит добавить? Превратив безликое «большинство россиян» в четкое «74%», вы (дополнительно) повышаете качество (вашей) статьи.

Оцените структуру

«Простыню» текста обычно ругают за то, что глаза читателя напрягаются. Но если бы только это. У нее, скорее всего, хромает ещё и логика мысли. Ведь если передо мной во все стороны ровное полотно, то я могу накидывать любые мысли в любом порядке – отвлекаться, возвращаться, забегать вперед и вообще порой забывать, о чем мы тут говорим.

Для того и придумали деление.

  • 1 предложение – 1 простая мысль.
  • 1 абзац – 1 составная мысль.
  • 1 подзаголовок – 1 микротема.
  • 1 текст – 1 тема.

Проверяя структуру, можно даже не читать сам текст. Обойдемся подзаголовками.

Предположим, мой шедевр называется: «Как сохранить деньги в кризис?

Подзаголовки:

  • История кризисов в Европе и России с 1800 года.
  • Банковский вклад вам не поможет.
  • Топ-5 банков с самыми выгодными вкладами.
  • Сколько обычно длится кризис?

Не читая можно сказать, что 1+4 – это краааайне затянутое вступление, 2 и 3 противоречат друг другу, а несуществующие 5-10 должны рассказать, какие еще есть способы, помимо вклада.

Выложить на сайт и собрать отзывы

Это самый жесткий способ. Но зато честный. Я всегда настаиваю, чтобы мой клиент открывал комментарии для всех моих текстов.

  • Многабукв, ниасилил.
  • Скукота, ни о чем.
  • У вас написано 5.8 млн тонн пшеницы, а на сайте Минсельхоза 6.8 млн.
  • У автора есть своя позиция?
  • Мне обещали в заголовке рассказать, где хранить деньги, а в статье об этом ни слова.

На первый взгляд неприятно. Но если вы ищете точки роста для своего текста, то вам такие отзывы будут слаще любой пастилы.

Ну и наконец, мини-акция. Все, кто пришлет мне свои тексты до 31 марта включительно, получат разбор бесплатно. Надеюсь, мои 11 лет ежедневного копирайтинга пойдут на пользу вашему профессиональному росту. Присылать можно через форму сайта.