«Никогда не ходите на биржу контента! Там очень мало платят, вы испортите себе все нервы и ровным счётом ничего не получите!»

На своих тренингах я часто говорю что-то подобное. И вполне понятно почему: хочется, чтобы мои слушатели с самого начала работали по нормальным ставкам. И в таких условиях, которые не исключают уважение к себе.

И в то же время, сам-то я, подобно многим, начинал именно на биржах контента. И, наверное, будет всё-таки несправедливо по отношению к моей первой бирже сказать, что она прямо-таки ничего мне не дала. Сегодня я вспоминаю её, как свою первую учительницу в копирайтинге. Строгая – да. Пряников не давала – да. Палкой лупила – тоже да. Но зато и вбила в мою голову кое-какие важные навыки и мысли, которые потом очень пригодились.

Сегодня, спустя 9 лет в копирайтинге, у меня уже нет проблем с тем, чтобы купить себе пряник. И боль от ударов палкой давно прошла. А потому я решил с благодарностью вспомнить ту самую биржу-учительницу и рассказать, чему полезному, как я считаю, она всё же может научить копирайтера.

Вот только работать там я всё равно не призываю.

  1. Сдавать всё в срок

Никогда не забуду те заказы, на выполнение которых отводилось всего 4 часа. В 16-00 взял – в 20-00 должно быть готово. Не успел – тебе не заплатят или вычтут рейтинг.

Сейчас, к счастью, подобные ужасы позади. Если мой клиент просит сделать что-то «срочно», то это означает «в течение суток». Но никак не за 15 минут. Ещё чаще заказчик даёт мне план на неделю или на месяц. Да, к 30 июня все 10 текстов должны быть готовы. А когда я их буду делать – по 1 тексту каждые 3 дня, или все десять 29 числа – это уже мои проблемы.

Однако ничто так не красит копирайтера, как умение сдавать всё точно в срок. И биржа тут очень помогает не расслабляться. Взял – сделал, взял – сделал.

Конечно, качество важно. Но важна и скорость.

Кто-то скажет: чтобы написать хороший текст, копирайтеру нужны минимум часов 10. А если дать ему 3 часа, результат будет плохой!

Звучит логично. Но что копирайтер делает эти 10 часов? Правда ли он только анализирует материал, пишет, редактирует и устраивает короткие перерывы на чай? Или же он 7 часов «настраивается», 2 часа прокрастинирует, а потом берёт и за оставшиеся 60 минут «ваяет»?

В общем, учимся мотивировать себя и писать быстро. А у кого с этим проблемы – биржа в помощь.

  1. Следить за качеством

«Всё, что я написал, гениально по умолчанию. А кто этого не понимает, просто не имеет литературного вкуса».

Так вот, биржа очень быстро объясняет автору, что он неправ.

«Я сказал, что воды не больше 20%! Убирай все свои «например» и «наверное»! Между абзацами отступы! Ключевое слово я сказал внедрить 6 раз, а у тебя 4! И статья называется «Особенности национальной рыбалки», а ты все 5 страниц рассказываешь, кто такой рыбак и почему рыбалка полезнее охоты. Переписывай всё полностью! А если ещё раз увижу «плотва» через А, отдам заказ другому копирайтеру!»

Грустно, больно, досадно. Но полезно. Автор учится писать без воды, без ошибок. И следит за тем, чтобы не отходить от темы. Тексты объективно становятся лучше.

А ещё биржа учит гибкости. Сколько ключевых слов надо внедрять на 1000 знаков? С какой буквы делать пункты в списках: со строчной или заглавной? Сколько строк должно быть в 1 абзаце?

Каждый заказчик даёт свои нормативы. Начинаешь понимать, что никакие требования не абсолютны, что нужно адаптироваться.

А это очень сильно помогает в работе. И излечивает от остатков «писательской гениальности».

  1. Выстраивать отношения с заказчиками

Казалось бы, разве бывают на бирже отношения? Вся переписка строго по делу, контактами обмениваться нельзя. Да и видит у вас заказчик только ник и «уровень». Какое уж тут общение?

Но, во-первых, даже на бирже учишься играть «вдолгую». Я помню свой последний «биржевой» опыт: я зарегистрировался, отыскал несколько заказов по нормальным расценкам. Отослал заявки. Один из заказчиков меня выбрал и дал мне написать текст.

Принял – и сразу запросил ещё один. И ещё два. И ещё десяток…

В общем, я написал сотню текстов для ОДНОГО И ТОГО ЖЕ заказчика. Он увидел, что я могу работать так, как ему нужно, и отдал мне всю свою работу. А потом у него закончились заказы, и он ушёл с этой биржи. И я ушёл.

То есть, даже на бирже можно «сойтись характерами» с заказчиком и получить стабильный поток интересных заказов. Абсолютно то же самое и в «реальной жизни», где никаких бирж уже нет.

Во-вторых, там учишься себя презентовать. Хотя бы тому, чтобы не просто писать: «Готов сделать вашу работу» или «Я самый лучший и дешёвый автор на свете», а показывать примеры работ и задавать вопросы, которые дадут понять, что я разбираюсь в теме. Это сейчас ко мне клиенты приходят сами. А раньше приходилось их искать и убеждать. Так вот, «биржевые» навыки в этом тоже помогают.

Вообще же биржа может стать хорошим тестом: способен я вообще к копирайтингу или нет.

Если я смог заработать там хотя бы первые 500 рублей за неделю, то базовый навык есть, и его нужно шлифовать.

А потом – уходить «на свободу» как можно скорее.

Ведь если учительница с палкой и вколотила в вас таблицу умножения, то всё равно она не сможет заменить университет.