Чтобы сайт приводил компании клиентов и приносил прибыль, требуется выполнить его оптимизацию, а для этого необходимо найти SEO-специалиста.

Но прежде чем отправляться его искать, полезно прояснить для себя несколько нюансов.

Должностные обязанности SEO-специалиста

Во-первых, важно очертить круг задач, стоящих перед таким специалистом. «Сайт не продаёт» – часто размытая формулировка. Причина того, что сайт не продаёт, может заключаться в следующем:

  • Пользователи не видят сайт в поисковиках.
  • Видят, но не хотят переходить.
  • Переходят, но не интересуются содержимым.
  • Интересуются, но не покупают.

Очевидно, что на каждом этапе – свои комплексы проблем и свои решения.

Фактически, должностная инструкция SEO-специалиста подразумевает работу с первыми двумя этапами: привлечение трафика на сайт. Если трафик поступает, но продажи не идут, то здесь уже нужно заниматься самим сайтом:

  • Техническими особенностями его работы.
  • Дизайном.
  • Контентом.
  • Сутью предложения компании.

Очень хорошо, когда сеошник «подкован» и в других областях, способен дать рекомендации, как увеличить продажи и повысить юзабилити сайта. Но это не входит в его должностные обязанности. Намного лучше, когда компания нанимает несколько человек, каждый из которых занимается своим делом: один – сео, второй текстами на сайте, третий – техническими проблемами.

Обязанности SEO-специалиста

Как нанять SEO-оптимизатора

Принимая на работу любого сотрудника, компания может пойти тремя стандартными путями:

  • Зачислить в штат.
  • Заключить договор на аутсорсинг.
  • Принять на работу удалённо.

Как работают SEO-оптимизаторы? Каждый такой специалист может работать как самостоятельно, так и в составе компании. Во втором случае возможно только заключение договора с фирмой, в первом – любой из предложенных выше вариантов.

Как нанять SEO-оптимизатора

На сегодняшний день зачисление в штат часто воспринимается как нежелательный вариант и сотрудником, и нанимателем. Для специалиста это необходимость каждый день присутствовать в офисе компании, в чём нет большой нужды. Для нанимателя – необходимость предоставлять рабочее место, оплачивать часы рабочего времени, оформлять документацию, тратить средства на обучение сотрудника. Вариант удалённой работы с оплатой за результат зачастую выглядит как лучший вариант для обоих. Но некоторые компании зачастую принимают SEO-специалистов только в штат, так как в таком формате легче контролировать сотрудника и комуницировать с ним.

Как оплачивается работа SEO-оптимизатора

Данная профессия предполагает несколько вариантов оплаты:

  • За гарантированные позиции. Специалист даёт гарантии, что позиции сайта будут не меньше определённого уровня, оплата производится, пока эти гарантии соблюдаются.
  • За гарантированный трафик. Эффективность оптимизатора – это в конечном итоге трафик, который приходит через поисковые системы. Не следует смешивать все потоки трафика: сеошник не влияет на трафик из соцсетей, переходы по контекстной рекламе и др. Оценка его работы должна проводиться исключительно по трафику из поисковиков.
  • Абонентская плата. Заказчик платит оптимизатору ежемесячно, пока тот работает с его веб-ресурсом.

В принципе, все три варианта допустимы. Однако если абонентская плата вносится, а хороших позиций сайт почему-то не занимает, то есть смысл пересмотреть формат работы.

Как оплачивается работа SEO-оптимизатора

Каких результатов требовать от SEO-оптимизатора

Что требовать от SEO-специалиста в первую очередь, мы уже разобрали:

  • Высоких позиций сайта в поисковиках.
  • Трафик на сайт через поисковые системы.

Если он обеспечивает должные результаты, то это значит, что он справляется с обязанностями.

Что делать, если позиции сайта вдруг упали?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно знать, какова была общая динамика до этого. Кратковременные падения на небольшое количество позиций вполне допустимы: ни один человек не способен управлять всем интернетом и предсказывать то, как будут развиваться события. Часто изменения могут произойти в связи с деятельностью конкурентов, сменой ситуации на рынке или новыми стандартами Яндекса/Гугла.

Если же сайт «лежит» длительное время, можно поискать другого специалиста, который лучше понимает происходящее и знает, что нужно делать.

Результаты работы SEO-оптимизатора

Тревожные сигналы при работе с SEO-оптимизатором

Зная, чем занимается SEO-специалист, стоит обратить внимание на те особенности работы с ним, которые могут свидетельствовать, что это не слишком хороший профессионал или не очень честный человек.

Часто не выходит на связь

Если сотрудник ведёт себя подобным образом, это можно означать большие проблемы в будущем.

Не предоставляет отчёт о выполненной работе

Как контролировать работу СЕО-специалиста без отчёта? Лучше, если он будет предоставлять его регулярно, а там подробно указывать, какие были приложены усилия и какие достигнуты результаты.

Использует размытые формулировки

Работу сео-специалиста сегодня легко измерить и оценить. Если он «напускает тумана» и изображает из себя мага, работающего с таинственными энергиями, то обычно за всем этим не стоит никакой настоящей работы. Хороший оптимизатор всегда способен простыми словами рассказать, что и как он делает, и продемонстрировать свой рабочий процесс.

Таким образом, перед тем как оценить работу оптимизатора, полезно услышать от него же чёткий план действий, а затем контролировать соответствие плана и реальных результатов.

Чтобы не тратить время на проверку компетентности случайного человека, нанятого на эту должность, хороший вариант – сразу обратиться в проверенную компанию, чтобы она стала источником быстрого роста поискового трафика и продаж.