«Клиенты для копирайтера встречаются повсеместно! Ищите их на форумах, в чатах, в сообществах соцсетей! Не забывайте про конференции, семинары и вебинары. Также они кучкуются на площадях и вокзалах, на улицах и в подземных переходах. Ищите, и вы обязательно найдёте!»

Таких советов я начитался целую кучу в то время, когда обучался профессии копирайтера. И вроде бы всё верно сказано: ищите, и найдёте. На чатах и форумах. Выставках и конференциях. Площадях и вокзалах.

Но в таких советах есть подвох, даже несколько:

  • Алгоритм поиска заказчиков в подобных местах сложен и не особо понятен.
  • Всё это предполагает ежедневные затраты МНОГИХ ЧАСОВ ВРЕМЕНИ.

Я и сам участвовал в конференциях и находил там клиентов, кто же спорит. Обращались ко мне и после вебинаров. Вот только всё это – капля в море, всего десяток эпизодических случаев за 9 лет работы. Основной поток заказов приходит совсем из других источников.

На мой взгляд, если нас интересуют яблоки, то вопрос надо решать кардинально: посадить сотню яблонь и собирать урожай. А не стоять на обочине дороги и ждать, не упадёт ли яблочко из кузова проезжающего автомобиля.

Поэтому поговорим, где и как копирайтеру искать клиентов НОРМАЛЬНЫМИ методами.

А это значит, в первую очередь, минимальные затраты времени.

В период кризиса тема поиска клиентов, к сожалению, вновь приобретает актуальность. Поэтому сегодняшний разговор – как раз об этом.

Как копирайтеру не надо искать клиентов

«Не надо» не означает, что этот способ вообще не работает. Рано или поздно яблоко с грузовика обязательно упадёт. Но если вы ждёте высокой эффективности, перечисленные способы не подходят.

1. Рассылка предложений по холодной базе. Берёте где-нибудь список e-mail адресов или телефонов и отправляете каждому сообщение: «Вам не нужны услуги копирайтера»?

В принципе, то же самое, что подбегать к прохожим и дёргать их за рукав. Времени тратит много, негативных эмоций тоже будет тоже с избытком. А вот толку мало.

2. Форумы копирайтинга. Мало чем отличаются от бирж контента: копирайтеров там пруд пруди, однако заказчиков всего десяток. Поэтому демпинг цветёт и пахнет.

3. Конференции и вебинары тоже неэффективны для поиска клиентов.

Во-первых, туда ходят не за этим, а чтобы чему-то научиться. Во-вторых, успех поиска заказчиков там во многом зависит от удачи.

Из опыта: чтобы найти заказчиков на таких мероприятиях, недостаточно просто сидеть и писать. Самое лучшее – самому выйти на сцену. Тогда эффект есть. Но вы знаете, сколько надо времени и усилий, чтобы заявить себя как спикера и подготовиться к полноценному выступлению?

4. «Продающая критика», которую рекомендуют многие гуру копирайтинга. Находите понравившийся вам сайт, расписываете на пару страниц его недостатки и отправляете владельцу, предлагая сделать более качественные тексты.

Мало чем отличается от пункта 1, только времени тратит больше.

Как копирайтеру надо искать клиентов?

Биржи контента обойдём стороной. Просто потому, что стандартные ставки там колеблются в районе от 20 до 60 рублей за 1000 знаков. И это всё, что о них нужно знать.

Расскажу о том, чем я сам активно пользуюсь.

  1. Объявления о своих услугах. Есть десятки площадок, где их можно размещать бесплатно или очень дёшево.

Я разместил объявление – и оно висит. Обслуживания не требует, каши не просит. Периодически мне звонят люди, уже (как правило) готовые что-то заказать на моих условиях. Это красота.

Правда, надо знать, что же написать в объявлении. А для этого сначала стоит разобраться, что же конкретно я умею и что предлагаю. Оказывается, это та ещё задачка.

  1. Резюме на площадках поиска/предложения работы. Один раз размещаете – оно висит пожизненно. Звонят из этого источника нечасто, но зато делать ВООБЩЕ ничего не надо.
  1. Поиск вакансий через те же площадки. Вакансия предполагает серьёзного заказчика, и сотрудничество обычно не на один раз. Фактически, копирайтер может устроиться на новостной портал или в компанию по ремонту смартфонов точно так же, как продавец может устроиться в магазин мыла. И доход будет постоянным.
  1. Прямая реклама. Она очень хорошо работает, но требует наличия сайта/блога и тонкой настройки. Разобраться в этом непросто, однако результат того стоит.
  1. Сарафанное радио. Очень классная штука, вот только вы никак не сможете «дать пинка» этому радио, чтобы оно заработало. Обычно оно «выстреливает» неожиданно. Если вы хороший специалист – о вас будут говорить. И чем больше ваша известность, чем выше удовлетворённость клиентов, тем больше клиентов придёт через это «радио». Но если вам срочно нужны заказы уже сегодня, оно вообще не помогает.

Ещё раз: советую использовать в первую очередь те способы поиска заказов, которые тратят МАЛО времени. Тогда у копирайтера времени на работу и самообразование будет больше, а настроение – лучше.