«Фриланс – это штука, конечно, несерьёзная. Официального трудоустройства нет, и денег тут много не заработаешь. Но как подработка для студента наверняка сойдёт».

Именно так я думал в феврале 2011 года. Стипендии хватает только на проезд до вуза, а кофе из автомата в вестибюле за 30 рублей – непозволительная роскошь.

Я верил, что тексты немного поправят мне ситуацию, и нашёл в интернете заказчика, который платил по 100 рублей за лист.

А дальше пошло-поехало.

За первую неделю я заработал от силы рублей 500. Но за вторую – уже 2500. На третьей я не ел и не спал, так что в итоге настучал 40 листов текста. А на четвёртой спохватился, что свои доходы, наверное, пора бы записывать.

В итоге за март у меня вышло 20 тысяч. За апрель 25. А через год я уже крупно написал в своей тетрадке цифру «50» и поставил большой улыбчивый смайлик.

Эта история привела меня к двум выводам:

  • Я, оказывается, сильно недооценил фриланс. Кофе я теперь покупал перед каждой лекцией.
  • Пусть у меня нет начальника и бухгалтерии, однако вести учёт доходов необходимо.

Сегодняшний разговор – как раз о том, как это делать. Опыт студента 5 курса, обогащённый всеми перипетиями последующих 9 лет.

Доходы надо обязательно записывать

Это была первая светлая мысль в отношении финансового управления, которая меня посетила. Такого правила я придерживаюсь до сих пор.

Зачем нужна эта фиксация? Естественно, для анализа:

  • Какой средний доход в месяц. А значит – какой бюджет.
  • Анализ клиентов. Один платит 10 тысяч и всегда всем доволен. Другой платит 100 рублей и каждый день взрывает мне мозг.
  • Наличие роста. Если у офисного сотрудника в 2012 году была зарплата 20 тысяч, и сейчас такая же, то это не стабильность. Ведь проезд и кофе с того времени подорожали раз в 5. Так что рост необходим.

Просматривая потом свои записи, можно сделать кучу дополнительных наблюдений. Например, в январе почти всегда «просадка», ведь после Нового года многие компании целый месяц не входят в рабочий ритм. И тут надо либо набрать заказов заранее, либо – что ещё лучше – иметь стабильные источники работы.

Доход зависит от потребности

Фриланс хорош ещё тем, что тут легко «рулить» объемами.

С одной стороны, у меня есть записи, и по ним я вижу, что средний доход за последний год у меня, к примеру, 40 тысяч рублей. Но конкретно в этом месяце мне нужно 50.

Что тогда я могу сделать?

  • Предложить имеющимся заказчикам давать больший объём.
  • Повысить им цены (крайне рискованно, есть риск вообще потерять заказы).
  • Найти новых заказчиков по тем же самым или более высоким расценкам.

Всё это требует каких-то действий. Однако заметим, что увеличить доход во фрилансе куда проще, чем выбить у начальника повышение зарплаты.

За эти годы я ВСЕГДА зарабатывал ту сумму, которая мне была нужна на данный месяц, даже если она очень большая.

Но только есть разница между «действительно нужна» и «неплохо бы». В последнем случае заставить себя пахать с 3 до 23 не удаётся.

Фрилансеру нужна финансовая подушка

А вот это уже, пожалуй, высшая мудрость копирайтинга, к которой я пришёл лет через 5.

Зачем нужна финансовая подушка?

  • Чтобы не покупать кофе с кредитки, когда заказчик задерживает перевод.
  • Чтобы не паниковать, если какой-то источник дохода внезапно пропал.
  • Чтобы не бросаться на первый попавшийся заказ, когда резко закончились деньги.

Почитав книги по финансовому управлению, я пришёл к выводу, что подушка нужна не только фрилансерам, а вообще всем. Когда откладываешь 10% со своего дохода, то появляется чувство стабильности, уверенности. И если даже резко теряешь все источники заказов, это не повод бежать устраиваться промоутером, чтобы к обеду заработать на обед. Вместо этого можно 2-3 дня просто пить кофе и обдумывать планы.

Ну и кроме того, когда эта сумма превышает определённый лимит, я задумываюсь над тем, чтобы съездить отдохнуть. Не забываем, что и фрилансер нуждается в отпуске.

Как видим, профессия копирайтера хороша ещё и тем, что она позволяет самостоятельно управлять своим доходом. Вот только важно действительно это делать, не пуская всё на самотёк.