«Спасибо за вашу работу, она мне очень понравилась. Но оплаты, к сожалению, не будет».

Мало что способно испортить фрилансеру настроение так сильно, как такое сообщение от клиента!

При этом те, кто работают удалённо и на себя, находятся в «группе риска»: не заплатить копирайтеру или веб-дизайнеру намного проще, чем оставить без зарплаты официально трудоустроенного продавца в магазине. Да и сделать с клиентом-неплательщиком обычно ничего нельзя.

  • В суд не обратишься, поскольку очень часто нет никаких документов.
  • Действенных рычагов давления, как правило, тоже не имеется.
  • В ряде случаев вы можете даже не знать, из какого города ваш клиент и как его в действительности зовут.

Всё это говорит об одном: основное внимание надо уделять профилактике наступания на противопехотную мину. Поскольку с преодолением последствий – большие проблемы.

Итак, 5 видов клиентов-мошенников и как с ними бороться фрилансеру.

  1. Мистер «Сомнительный посул»

«Я вам обязательно заплачу за ваш текст о саморезах, но не прямо сейчас, а когда реализую первую тонну. Готов отдавать по 10% с каждого проданного ящика, но не прямо сейчас, а в будущем. Спустя месяц с радостью перепишу на вас свою долю в бизнесе: будем делить прибыль пополам. Когда запустим завод, каждый день буду присылать вам ящик гвоздей на дом бесплатно. Подарю вам золотую статую Венеры, но не прямо сейчас, а когда откопаем Атлантиду».

В общем, прямо сейчас – шиш, зато в следующей жизни – огромные богатства и куча привилегий.

Как бороться: немедленно направлять в сторону ближайшего леса. Можете пообещать написать текст – но не прямо сейчас, а в следующем году, после того, как он пришлёт вам первую тонну своих платиновых гвоздей.

  1. Мистер «Плательщик по факту»

«Сначала сделайте мне 100% работы, потом поговорим об оплате. Не забудьте, что текст требуется объёмом 7 листов А4, с метатегами, 30 разными ключевиками, 15 картинками формата 1234х555 и уникальностью ровно 98.76%».

За 10 лет ежедневной практики в копирайтинге я твёрдо усвоил: нет предоплаты – нет разговора. «По факту» я разрешаю платить только старым клиентам, в ком полностью уверен.

Как бороться с «Плательщиком по факту»: бескомпромиссно требовать хотя бы 50% предоплаты. Если клиент артачится – отправлять в сторону всё тех же зелёных насаждений.

  1. Мистер «Проблемный исчезун»

Схема такая:

  • Принимает работу.
  • Обещает заплатить.
  • Исчезает.
  • Сообщает, что у него возникли проблемы.
  • Возврат к пункту 2.

«Исчезуны» делятся на два типа.

А) Бесчестный исчезун. Он никогда и не собирался ничего вам платить. Это мистер «Сомнительный посул» или мистер «Плательщик по факту». Как с ними бороться, описано выше.

Б) Честный исчезун. Это заказчик, который исправно платил вам деньги за работу несколько недель/месяцев/лет. А затем у него правда возникли проблемы, или ему самому не заплатила та или иная компания. Он остался вам должен какую-то сумму денег за последние заказы, но где её взять, он не знает.

Как бороться:

  • Не доводить сумму, которую вам должен заказчик, до семизначных значений.
  • Если он суммарно заплатил вам за пару лет 400 000 рублей, а остался должен 5 000 рублей – понять и простить. Считайте, что это ваш подарок за долгое сотрудничество.
  1. Мистер «Тестовое задание»

С этим чуть сложнее.

Если заказчик предлагает вам написать один текст 2 000 знаков за 1 000 рублей, а перед этим требует в качестве тестового задания сделать ещё один текст точно такого же объёма, то:

  • Это похоже на мошенничество.
  • Игра не стоит свеч.

Другое дело, если вы устраиваетесь в крупную компанию, где будет постоянная работа, и тестовое задание нужно, чтобы проверить вашу квалификацию. В этом случае можете его сделать – с полным осознанием того, что вас с большой вероятностью не выберут и ничего не заплатят. Но это допустимый риск.

Как бороться: война тут идёт скорее не с заказчиком, а с собственным нежеланием делать тестовое задание. Принимаясь за такую работу, я обычно говорю себе: «сажусь писать новый классный текст в своё портфолио».

Это значит, что я уже не могу проиграть: портфолио всегда будет работать в мою пользу, да и стараться ради него начинаешь больше. А результат в итоге накапливается: на три-пять «нет» обычно приходится одно «да».

  1. Банальный мошенник

Круг его интересов неширок:

А) Полные данные вашей банковской карты, чтобы он мог украсть с неё деньги.

Б) Денежные переводы в его пользу под любым соусом, будь то «залог за будущую работу», «подтверждение серьёзности намерений» или «участие в состязании за классный заказ».

Как бороться: включать (не выключать) голову и помнить: заказчик – человек, который платит деньги вам. Следовательно, от вас ему нужны не денежные переводы, а хорошая работа.

Лично в моей практике за 10 лет работы в копирайтинге была пара-тройка «честных исчезунов» и несколько десятков неудачных тестовых заданий, по итогам которых меня в итоге не выбрали.

И это, наверное, весьма неплохая статистика.